Какого это — находиться в голове у самого опасного преступника по версии газет штата Коламбус? Какого это — находится в голове у человека, в котором живет 24 личности и наблюдать за тем, что происходит? Когда ты вроде бы сторонний наблюдатель, но они видят тебя и обращаются напрямую к тебе.
«Помоги мне»! Практически весь спектакль это выражение смешивается с другим: «Мне не нужна помощь». И они оба стучат набатом у тебя в висках.
В начале спектакля музыка помогает отвлечься и отключится от реального мира, позволяя тебе проникнуть в чужое сознание.
То, что ты видишь — это лишь темнота и небольшой сгусток света, к которому ты тянешься вместе с другими личностями. Ты задаешь себе много вопросов, один из которых звучит так: «действительно ли Миллиган жил с таким хаосом в голове»?
Когда ты касаешься такой истории, то в любом случае думаешь о том, как ты относишься к такому человеку. Сопереживаешь или хочешь, чтобы его посадили?
Здесь ты не успеваешь подумать о Билли-насильнике, потому что тебе этого просто не позволяют.
На твоих глазах происходит что-то невероятное. Отчим Миллигана, Челмер, избивает мать маленького мальчика, насилует ребенка по нескольку раз, и тебе просто хочется отвернуться, чтобы не видеть этого. Но это происходило, и происходило на самом деле! О таком нужно говорить!
Понятно, что так быть не должно, и ты невольно пытаешься ответить на вопрос: как это остановить? Как сделать так, чтобы родители любили своих детей не на 20%, а на все 100%?
А как себя ощущают актеры, находясь в этом спектакле?
Мы поговорили с одним из участников арт-терапии — Романом Зятьковым. Предлагаем вам вместе с нами окунуться за кулисы, заглянув в голову к самому Билли Миллигану.
— Добрый вечер, Роман! Почему именно эта тема, почему именно этот материал, как вообще с ним столкнулись?
— Добрый вечер, Анастасия! Я работаю со Светланой Бутузовой, как с режиссёром нашего театра «Многоточие» и, параллельно, у Светланы есть направление театральной терапии. Я видел, что к ней приходят люди, они занимаются, ставят спектакли, я даже был однажды на “Билли”, но я как- то не обращал внимания на сам спектакль, ведь у нас есть своя труппа. В одну из репетиций “Билли” я оказался там и Светлана говорит: “Рома, ты мне нужен в Терапию, нужна мужская энергия”.
Там, было 6 девочек. И, я вошёл как актёр! Мы репетировали “Воскресение” Льва Толстого. Потом уже после репетиции я почувствовал, что хочу быть в этом спектакле. Несмотря на то, что здесь не профессиональные актеры. Было ещё интереснее мне, и как человеку, и как актёру наблюдать за ними, смотреть их за поведением, эмоциями. Мне вообще по жизни интересна психология, психологический театр. Даже в нашей труппе в “Многоточии” мы работаем с психологией например в спектакле “Три сестры” Чехова.
И так вот все закрутилось, вот этот Билли, это второй мой спектакль по Миллигану, считая Расколотый разум.
— Проект называется “арт-терапия”. Это терапия для вас или для зрителей?
— Для всех, конечно же! Если человек готов задавать себе вопросы. Это спектакль для всех людей.
— А что за терапия?
— Вообще Светлана работает через тело. Не важно, будь то спектакль, будь то индивидуальное занятие. Задавая определенные установки, ты начинаешь двигаться, убирая какие- то оценочные моменты, социальные. Есть ты, и естественно, через это вскрываются определённые моменты, через которые даже в свои 42 года ты думаешь- “Да ладно! Это про меня?”. И это безумно интересно, это как поход к психологу, только телесно.
— Каково быть частью Одной частью личности Билли Миллигана?
— *смеется* Боже, мы буквально вчера говорили об этом со Светланой. И моё мнение- на самом деле, человечество пока не поймёт даже, что происходит. Беря вот даже свою жизнь. Ты делаешь какой-то поступок, и потом “А кто это сделал? Неужели я эти сделал?”. Зная себя таким, ведь я вот такой ведь, и хоп, происходит переоценка, и вопросы уже снова к себе, потому что в любом случае все работает только через себя, потому что ну невозможно через кого- то проработать свою тему. У нас здесь нет определённых ролей в спектакле, мы играем как бы все личности: кто- то выходит, сейчас это Дэвид, потом это Томми, а ты в любом случае живёшь с ними, даже не зная, кто я. Потому что у меня нет роли.
— То есть этот спектакль как бы происходит в голове у Билли Миллигана?
— Да
⁃ Каково находиться там?
— Ну вообще страшно, да. Это такая незащищенность от родных, от социума , нелюбовь, так как Билли недолюблёный ребёнок, и проживаешь все это…. страшно, это страшно.
— Что ждать от сегодняшнего спектакля?
— Ответов на свои вопросы.
— И последний вопрос… что пожелаете своим читателям и зрителям?
— Я пожелаю любить себя не от своего эго, а от своего человека. Слушать себя, чувствовать себя, позволять себе жить. Жить, наслаждаться, радоваться, просто ощущать этот мир, и знаете, наверно- не бояться задавать себе вопрос А кто я?
Спектакль «Билли Миллиган» режиссера Светланы Бутузовой — это театральная арт-терапия. Терапия для актеров, терапия для зрителей и терапия по собиранию личностей Билли в одну.
Если ты совсем отчаялся или запутался то стоит посетить хотя бы один такой сеанс…
Автор статьи: Анастасия Карно
Фото: Анастасия Карно
Автор текста интервью: Маргарита Каплина