Андрей Миронов родился 8 марта 1941 года в Москве в актёрской семье. Его отец — Александр Менакер — начинал свою артистическую карьеру с музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать — Мария Миронова — окончила Театральный техникум имени Луначарского и выступала сначала в Театре современной миниатюры, затем во 2-м МХАТе и в Московском государственном мюзик-холле. В 1948 году Андрей Миронов пришёл в первый класс 170-й (теперь — 49-й) мужской школы, что на Пушкинской улице. (В этой же школе в разное время учились М. Розовский, Л. Петрушевская, Э. Радзинский, В. Ливанов, Г. Гладков, Н. Защипина и другие известные ныне деятели отечественной культуры). В школу он пришёл под именем Андрея Менакера.

Однако уже через два года, в разгар так называемого «дела врачей», добрые люди из Моссовета посоветовали родителям сменить фамилию мальчика. Так он стал Андреем Мироновым. Первая его попытка сняться в кино (в фильме «Садко») состоялась летом 1952 года. Попытка оказалась неудачной — отобранный сыграть в массовке, Андрей был забракован режиссёром Александром Птушко, увидевшим надетую Андреем под сценический костюм рубашку. В седьмом классе Миронов дебютировал на школьной сцене. Андрей сыграл роль фон Краузе в спектакле «Русские люди» по Константину Симонову. Летом 1958 года Андрей Миронов окончил школу и поступил в Училище имени Бориса Щукина при Театре им. Вахтангова. В 1960 году Миронов получил роль в своём первом фильме «А если это любовь?» режиссёра Юлия Райзмана. Фильм был резко принят критикой, которая обвинила его в безнравственности, однако в прокате картина имела успех. Огромная слава Андрея Миронова в фильме способствовала созданию его раскрепощённого имиджа. С юности Миронов играл на экране симпатичных парней, с удовольствием несущихся по течению жизни — Юрка в «Моем младшем брате» (1962), Ромка в лирической комедии «Три плюс два» (1963).

В июне Андрей закончил Щукинское училище с красным дипломом и был принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал до конца жизни. Первая роль на этой сцене — роль Гарика в спектакле «24 часа в сутки» О. Стукалова в постановке А. Крюкова. С самого начала своей карьеры в театре и кино Андрей Миронов не ограничивался амплуа комедийного актера. Широта актерского диапазона Миронова в театре была видна уже в роли Холдена в спектакле «Над пропастью во ржи». Чуть позже актёр показал своё умение пользоваться саркастичными красками в Л ичности ролях Димы Семицветова («Берегись автомобиля», 1966) и Графа («Бриллиантовая рука», 1969). 4 апреля 1969 года Андрей Миронов сыграл роль Фигаро в фильме «Женитьба Фигаро». Это была его самая любимая роль, которая сделала его национальным кумиром, хотя к категории положительных её отнести никак нельзя. Однако актёр так обаятельно играл этого прохвоста, что невольно влюблял в него зрителя. Позднее сам он так отзывался об этой роли: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее моё достижение в кино — это фильм «Бриллиантовая рука». Мне действительно это очень больно». Между тем именно в «Бриллиантовой руке» состоялся дебют Андрея Миронова как певца. Это тем более удивительно, что ещё с детства родители считали его безголосым и не имеющим никакого слуха. Поэтому учили всему, кроме музыки. И вдруг — такой блестящий результат. Правда, этот дебют едва не сорвался по вине режиссёра фильма Леонида Гайдая. Песню «Остров невезения» он в свой фильм включать не собирался, так как места для неё в нем не было. Однако Юрий Никулин посоветовал использовать для этой песни эпизод на теплоходе. И песня состоялась. Стоит отметить, что самому Миронову она нравилась чуть меньше, чем песня «а нам все равно» в исполнении Ю. Никулина. Миронов сетовал: «Вот твою песню, Юра, народ петь будет, а мою — нет». Однако он ошибся: едва фильм вышел на широкий экран, обе песни приобрели в народе огромную популярность. Премьера фильма «Бриллиантовая рука» состоялась 28 апреля 1969 года и привлекла рекордное число зрителей — 76 миллионов 700 тысяч человек. В мае вышла первая грамзапись Андрея Миронова. На пластинке «Музыка и песни из кинофильма «Бриллиантовая рука» артист исполняет ставшую сверхпопулярной песню «Остров невезения», причём манерой исполнения проигрыша в песне Миронов подражал Луи Армстронгу.

Трагизм незадавшейся судьбы при внешних приметах благополучия и успеха, тотальное одиночество человека, не находящего примирения с собственной душой, были воплощены Мироновым ещё до «Лапшина». В тона ретроиронии окрашена одна из последних киноролей Миронова в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) об одержимости простодушных пионеров кинематографа. В 1972 году на экраны вышла картина режиссёра Владимира Бочкова «Достояние республики», где блистал прекрасный актёрский дуэт: О. Табаков — А. Миронов. Первый играл чекиста, ищущего украденные произведения искусства, второй — учителя фехтования Маркиза, эти самые произведения скрывающего. Фильм имел огромный успех у публики и в прокате занял 5-е место с аудиторией 47 миллионов 140 тысяч зрителей. Не будет преувеличением сказать, что буквально все мальчишки тогдашней поры мечтали иметь рядом с собой такого друга, как Маркиз в исполнении Миронова. Как виртуозно он владел шпагой, как классно дрался, стрелял и пел. «Песенка о шпаге» в его исполнении мгновенно стала шлягером, вышла на миньоне и звучала чуть ли не из каждого окна.

В начале 70-х годов судьба подарила Миронову и две интересные встречи с режиссёром Эльдаром Рязановым. Во время съёмок «Невероятных приключений итальянцев в России» по словам самого Эльдара Рязанова, все рискованные трюки в картине (а их там было предостаточно) Андрей Миронов выполнял сам, без помощи дублёра. Например, в эпизоде, когда его герой должен был пролезть по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актёр должен был вылезти из кабины пожарной машины, залезть на лестницу, пробраться на четвереньках до её конца, сползти на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влезть в салон автомобиля. Даже для бывалого каскадёра это являлось сложным трюком, однако Андрей не испугался проделать это все самостоятельно. Результат этого мы теперь видим на экране. Он спускался из окна на 6-м этаже гостиницы «Астория» в Ленинграде, держась руками за ковровую дорожку, он висел над Невой, ухватившись за края разведённого моста на высоте двадцатиэтажного дома, а внизу под ним проплывал пароход. В конце концов, он снимался в эпизодах с львом Кингом, который хоть и считался ручным, однако в силу своего непростого нрава представлял для актёров определённую опасность. В одном из эпизодов он поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актёру Нинетто Даволи. Именно во время съёмок этого фильма Андрей Миронов впервые в жизни оказался в западной стране — он целый месяц провёл в Риме (до этого он выезжал за границу дважды в 1972году, но это были социалистические страны: Болгария и Венгрия). Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экраны страны в 1974 году и мгновенно стал одним из лидеров проката — он занял 4-е место, собрав на своих сеансах 49 миллионов зрителей. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Середина 70-х годов — зенит славы Андрея Миронова, этот период подарил ему много интересных киноролей. Стоит вспомнить такие фильмы как вышедший в 1977 году на экраны фильм «12 стульев». Привычный аудитории комедийный актёр Миронов создал сложный характер Остапа Бендера. Через ряд комедийных ситуаций ему удалось показать драму очень талантливого человека. Также всем известны такие его талантливые работы, как кинокартина «Обыкновенное чудо», вышедшая на экраны 1 января 1979 года, фильм «Трое в лодке не считая собаки», премьера которого состоялась 4 мая того же года, и многие другие. Но всё же самая любимая роль Андрея Миронова был Фигаро, которую он считал вершиной своего актёрского мастерства. Свою последнюю роль Андрей Миронов сыграл в 1987 году, 15 июня. Это была роль Клаверова, в спектакле «Тени» по М. Е. Салтыкова-Щедрина, который шёл Театре Сатиры. А 27 июня был его последний спектакль в Москве: «Женитьба Фигаро» в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». 14 августа Андрей Миронов должен был играть на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Все билеты на легендарный спектакль по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Латвийском Национальном театре оперы и балета были проданы. Фигаро в исполнении Миронова выезжает на сцену, стоя на раздвижной лестнице, принадлежащей его возлюбленной Сюзанне. В тот вечер улыбающийся Миронов выехал, сидя в кресле и положив руки на подлокотники — все это под аплодисменты счастливой публики. Далее — диалог Фигаро с Сюзанной, которую играла Нина Корниенко, и выход вальяжного графа Альмавивы в исполнении Александра Ширвиндта. Зал смеялся и аплодировал. Присутствовавшая среди зрителей того спектакля дочка Миронова -Мария вспоминала, что в антракте ее отец сидел в гримерной, шутил, только лицо его было слегка красным — жара, да и вообще, загар после дневного тенниса. Началось второе отделение — знаменитая сцена суда. После монолога интрига спектакля начала клониться к концу. Настоящие овации вызвала Ольга Аросева, исполнявшая в тот вечер Марселину: «Ах, когда личные интересы не вооружают нас, женщин, друг против друга, мы все, как одна, готовы защищать наш бедный, угнетённый пол от гордых, ужасных и вместе с тем недалёких мужчин». Действие подходило к финалу. На сцену вышли все герои пьесы, и буквально за несколько минут до окончания спектакля, Фигаро- Миронов сказал: «Теперь она отдаёт предпочтение мне...» и, взявшись за голову, стал вдруг почему-то уходить в левую дальнюю кулису. Воцарилось молчание. Никто ничего не понял. «Занавес…», – тихо сказал Альмавива- Ширвиндт в закулисную будку ведущего спектакля. Занавес закрылся, а в зале включили свет. Молчание длилось секунд десять, а потом раздались… аплодисменты. Зрители, ничего не понимая, начали переговариваться между собой. Минуты через три на авансцену вышла женщина и произнесла: «Уважаемые зрители, к сожалению, мы не можем завершить спектакль, поскольку Андрею Александровичу Миронову стало плохо. Если в зале есть врач, просьба пройти за кулисы…» Его госпитализировали в рижскую больницу «Гайльэзерс». Утром 16 августа 1987 года, на 47-ом году жизни, Андрей Миронов умер от кровоизлияния в мозг, так и не успев договорить финальных слов Фигаро.

Cохранились десять самых известных высказываний великого актёра, которые мы здесь приводим:

1. Дружба как вино, с годами только крепче.

2. В нашей стране, чтобы жить, нужно умереть.

3. Чтобы упасть с лошади, надо на нее взобраться.

4. Чтобы душою не стареть, смотри на звезды чаще.

5. Надо стараться все делать хорошо: плохо оно само получится.

6. Жизнь великое благо. И она у человека, как выясняется, очень не длинная.

7. Надо особенно ценить мгновения счастья и радости – они делает людей добрыми.

8. Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше.

9. Популярность, лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко это ирония судьбы, которую до поры до времени поддерживают печать, радио, телевидение и горячность особенно преданных почитателей.

10. Я не скажу, чтобы я был безумно счастлив каждую минуту жизни, и что мне всегда хочется скакать и веселиться, но, тем не менее, я – оптимист.

Бессмертный Фигаро, изображение №1
admin
a_star_off@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *