Посетить однажды представление Венского Бургтеатра (Burgtheater) – мечта даже самого заядлого театрала. Эталон классических постановок, пособие ораторского искусства и сатиры, один из центров культурной жизни Вены – вот, что говорят знатоки о втором из старейших театров Европы, разместившегося на оборотной стороне купюры номиналом в 50 австрийских шиллингов образца 1965—1970 годов. Зрительный зал величественного здания, издалека напоминающего корабль, вмещает около 1000 зрителей, а его труппа насчитывает свыше 100 человек, что является одним из самых многочисленных актерских составов в Европе. 

здание Бургтеатра сегодня

Здесь дебютировали Моцарт и Бетховен, восходила театральная звезда Йозефа Кайнца, встречали «Анну Каренину» Л. Толстого и «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, обсуждали острые вопросы и просвящали… 

Итак, сегодня мы отправляемся на бульвар Рингштрассе, чтобы взойти на борт этого «непотопляемого лайнера классики» и проплыть к истокам развития самого немецкого из всех немецких театров. 

Влияние «иностранных пришельцев» и ….. Спорта

Говорят, что театр начинается с вешалки, а как насчет того, чтобы начать со спорта? Кажется, именно так подумала в 1741 году императрица Мария-Терезия (мать той самой Марии-Антуанетты), обратив внимание на пустовавший в своем Венском дворце зал для игры в мяч… Решив, что ее подданным явно не хватает зрелищ, а культурное развитие не должно уступать физическому, она быстро издает указ о создании в пустующем помещении театра. 

Императрица Мария-Терезия

Проект занял 7 лет, и 14 мая 1748 года Бургтеатр (изначальное название Театро ан дер Бург) открывает свои двери публике и автоматически получает статус Королевского театра при дворце, уютно разместившись напротив Часовни святого Михаила.

Удивительный факт, что в первые годы здесь преобладал исключительно иностранный репертуар, а на сцену выходили мастера оперы и балета из Франции и Италии. 

Первую «родную» труппу, состоявшую примерно из 20 мужчин и 20 женщин, Германия получила лишь в 1761 году, а спустя всего десять лет в театре уже играли исключительно немецкие актеры, которые, помимо выдающегося таланта и яркой индивидуальности, еще и сами выступали авторами пьес! Особенно в этом преуспели Стефани и Мюллер, которые умело обличали в своих постановках злободневные темы из городской и светской жизни. Также в Бургтеатре работал один из величайших актеров немецкого театра Фридрих Людвиг Шредер (с 1781 по 1785 годы), выступали Франц Брокман, Йозеф Кайнц. Если говорить в целом, то весь актерский состав первых годов жизни Бургтеатра можно разделить на 3 категории: носители традиций классической придворной оперы, так называемый «народный театр» и приглашенные гости.

Одно из сохранившихся изображений старого здания Бургтеатра, дошедших до наших дней (из коллекции музея дворца Лобковица, г. Вена)

Сам жанр острой комедии, богатой бытовыми тонкостями, настолько пришелся по душе венской публике, что определил весь стиль Бургтеатра на десятилетия вперед. 

Дебюты Моцарта и Бетховена 

На рубеже 1770-х — 1780-х годов сын Марии-Терезии — император Иосиф II, искал способы развития немецкой национальной оперы — зингшпиля, и сам принимал непосредственное участие в совершенствовании придворного и национального театра. Однако, в то время ведущие венские композиторы Глюк и Сальери занимались произведениями более высоких жанров, и надеяться на их согласие создать «что-то комическое» было не самым надежным занятием. 

Зарисовка сюжета оперы Моцарта «Похищение из Сераля»

Тогда Иосиф обращается к молодому Моцарту, который давно преследовал амбиции стать придворным композитором и писать «в угоду монарха». Однако, созданная ранее моцартовская «Заида» не совсем подходила именно венской сцене, однако привлекла внимание Иоганна Готлиба Штефани – австрийского драматурга и по совместительству управляющего нашего Бургтеатра. Предвосхищая возможный успех и благодарственные регалии императора, Штефани обещает юному композитору новое либретто, и уже к августу Моцарт получает исходный материал для своей оперы. Премьера «Похищения из Сераля» состоялась на сцене Буртеатра 16 июля 1782 года и имела оглушительный успех, а ее создатели не просто открыли для себя двери в «большой мир», но и сорвали неплохой куш в 1200 флоринов всего за два дня. Позже Моцарт еще не раз будет помпезно возвращаться на эту сцену с премьерами «Свадьбы Фигаро» в 1786 году, «Так поступают все» в 1790 году и Концертом для фортепиано с оркестром № 24. 

Итак, еще одна дворцовая шалость удалась, реформы, касаемые популяризации немецкой классики, продолжаются. Молодые таланты получают зеленый свет, и уже спустя 8 лет сцена Бургтеатра дала серьезный старт еще одной знаменитости от мира музыки — Людвигу ван Бетховену, который 2 апреля 1800 представил на ней свою Симфонию № 1 до мажор, посвященную барону Готфриду ван Свитену. Для своего времени работа оказалась весьма серьезной по объему – она состоит из 4 частей, а общая продолжительность занимает около 25 минут. К удивлению автора, выступление получило невероятно теплое одобрение и характеристику критиков как: «образцовое произведение искусства, полное новизны и богатства идей». Позже здесь же был поставлен «Кориолан» Коллина, к которому Бетховен написал увертюру, и «Эгмонт», опять же на его музыку. 

Развитие театра и актерских трупп тоже шло стремительно, и уже в 1794 году Иосиф приказывает переименовать Бургтеатр в Придворный театр Хофбурга, под которым он был известен еще долгие годы. Однако, время шло, потребности публики и популярность театра росли, для воплощения всех идей просто не хватало места, и спустя почти 140 лет с момента первого спектакля, в октябре 1888 года труппу Бургтеатра переводят в новое здание на бульваре Рингштрассе. Проект здания идеально вписался в застройку новой улицы, где также разместились городская Ратуша и знаменитая Венская опера. 

Одна из фресок Г. Климта в новом здании Бургтеатра. Сцена из «Ромео и Джульетты»

Архитекторами стали Готфрид Земпер и Карл фон Хазенауэр. Внутренняя часть здания была выполнена в духе французского барокко с характерным преобладанием бархата и позолоты. Фойе и лестниц коснулась рука самого Густава Климта и его брата Эрнста. В росписи подъезда со стороны кафе «Landtmann» Густав Климт воссоздал античный театр в сицилийском Таормине. Лестничную клетку со стороны Фольксгартена украсили изображения Globe Theatre и финальной сцены «Ромео и Джульетты» (кстати, на заднем плане этой картины художник написал себя и двух своих коллег).

Вершину здания театра украшает каменное изваяние Аполлона, а на внешнем фасаде возвышаются бюсты именитых классиков драматургии, чьи пьесы оживали на помостках Бургтеатра: Шиллер, Гете, Шекспир, Мольер, Лессинг. В сентябре 1922 года к Бургтеатру присоединился в качестве филала располагавшийся на Листштрассе Академтеатр. 

Война.

Наступил 20 век, и существование Бургтеатра, как имногих других, чуть не прервала Вторая мировая война. 

В 1943 году, под протежированием нацистов, в Бургтеатре был поставлен «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, где Шейлока исполнял Вернер Краус. Кстати, это была лишь одна из череды ролей актера, продвигавших антисемитские взгляды. Уже после окончания войны Краус был арестован и отдан под суд за свою национальную нетерпимость, но сумел отделаться штрафом.

В марте 1945 года здание театра подверглось бомбадировке, а позже случился внезапный пожар, который также принес серьезные потери. Кажется, что не пострадали здесь только лестницы Климта. 

Убранство Бургтеатра сегодня

Реставрационные работы удалось начать лишь в 1953 году, а актерам, временно оставшихся без рабочего крова, предоставили подмостки бывшего варьете «Ронахер». Свою вторую жизнь в родном здании на Рингштрассе, восстановленном в былом великолепии и оборудованном новыми технологиями, Бургтеатр решил начать с драмы «Величие и падение короля Оттокара» Франца Грильпарцера, премьера которого состоялась в 1955 году. 

Театр сегодня

Бургтеатр сегодня – настоящий «большой босс», продолжающий оказывать активное влияние на общественную и культурную жизнь всего мира, и делающий это с блестящим успехом. Ежегодно на cцене площадью почти в 700 кв.м. проходят свыше 100 различных постановок, а нынешний репертуар по-прежнему занимает опера и классическая драматургия немецких авторов. Однако дирекция поддерживает дружеские связи и с иностранными коллегами, как Nature Theater of Oklahoma (Нью-Йорк) и бельгийским Needcompany, что идет его развитию лишь на пользу и добавляет разнообразия. Радует театр и ценителей российской драматургии. Одной из самых «свежайших» и впечатляющих постановок является «Чайка» А. Чехова, премьера которой состоялась в 2001 году. 

Кстати, чтобы оценить масштабы и роскошь Бургтеатра, не обязательно покупать билет именно на представление – отправляйтесь на англо или немецкоязычную экскурсию, которые проводятся в течение всего театрального сезона ровно в 3 часа пополудни — советуем не опаздывать. (И да — затем все же сходите на спектакль, ибо такую возможность любому уважающему себя театралу никак нельзя).

Автор статьи: Екатерина Свергун. 

Специально для издания «Из темноты кулис…»

admin
a_star_off@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *