Маска… Кажется, за последнее это слово настолько вошло в нашу жизнь, что каждое его упоминание вызывает либо издевательский смех, либо глубокую грусть от всем известных обстоятельств… Невольно возникает ощущение, словно два фирменных символа театра – маска комедии и маска трагедии, в один момент плавно перекочевали в нашу реальность и стали диктовать свои условия… Самое время задуматься – а что мы вообще знаем об истории маски? Откуда она взялась, как пришла в театр и заняла свое привычное место? Причем здесь анимализм, ритуалы древних людей и культ смерти? Давайте разберемся с этим прямо здесь, на наших страницах.

Что скрывается по маской…. Маски?, изображение №1

Маска индейцев (первые культовые маски)

Маска ирокезов
Маска индейцев ирокезов

Сложно поверить, но даже ритуальные языческие танцы и яркие костюмы наших далеких предков уже считались частью театральной культуры — в них четко прослеживаются элементы сюжетности и эстетики, характерные для сцены. Однако, в собственном восприятии людей эти обряды скорее носили более бытовой, нежели художественный характер. К примеру, они верили, что, надевая на себя образ животного или иного другого существа, таким образом забирают его силу и ум. То есть, побывав в образе гепарда или волка, та же охота стала бы для племени куда более успешной, нежели останься они простыми людьми. Практично! Однако, со временем ритуальные маски претерпели кардинальные изменения.

Настоящие звериные черепа во время охотничьих обрядов заменялись декором, позже образы животных в целом отошли на второй план, и маски все больше стали походить на типичное человеческое лицо со всеми атрибутами: волосы, борода, глаза, рот. Тем самым, случилась антропоморфная эволюция и восторжествовала некая гуманность. Причем, самыми технологически продвинутыми в этом плане оказались индейцы Южной Америки. Их танцоры изобрели весьма замысловатые устройства, изображавшие двойственную сущность языческого тотема – под узнаваемым звериным обликом маски скрывался человек. Механизм позволял быстро переменять их местами, тем самым преображая героя, когда пожелается (действительно уже напоминает театр, не так ли)? Позже это нашло отражение в монгольском «Цаме», яванском «Баронгане» и в японском театре «Но». Однако, до статуса атрибута классических театральных постановок ритуальной маске пришлось пройти еще долгую эволюцию.

Маска античного театра в Греции и Риме

пример античной маски Древней Греции
пример античной маски Древней Греции

Древняя Греция тоже взяла за основу языческие каноны, которые использовали жрецы при изображении своих богов. К примеру, во время праздников, посвященных культу Дионисия – покровителя урожая и виноделия, народ сначала просто раскрашивал свои лица, выжимая виноградные гроздья, а затем пришел к использованию масок, ставших обязательным атрибутом этих увеселений, а затем и древнего театра. При этом греки полагали, что Дионис тоже олицетворял собой некую дуальность эмоций, поэтому и представления строились таким образом, что разгоряченная толпа либо ликовала и веселилась, либо глубоко грустила. Так и родились два знакомых всем символа театра: маска комедии (дословно комедия переводится как песнь «космоса» — то есть пьяной толпы), и маска трагедии («песнь козлов» — сатиров, неизменных спутников вакханалий).

Античные маски сначала делали из лубка и загипсованного полотна, а затем — из кожи и воска. Для усиления голоса актера им обязательно придавали объем, а отверстие для рта обрамлялось металлом, обычно медью или серебром (этакий самодельный микрофон). И снова весьма практичный подход, который потом взяли в обиход даже римляне. Кстати, римские актеры в древние времена или вовсе не употребляли масок, либо носили полумаски, которые закрывали не все лицо.

В период расцвета античных постановок стало прочно применяться использование двуликих и даже трехликих конструкций, которые часто сопровождались высокими париками. Этот ход имел политический подтекст – чтобы избежать явного внешнего сходства сценических образов с высокопоставленными лицами и царями, использование портретных масок было запрещено, поэтому их нарочно стали уродовать. Однако, аллегории с историческими личностями все же оставались явными, что не могло не радовать любителей хлеба и зрелищ.

Маска театра Топенг (Индонезия)

Маска театра Топенг
Маска театра Топенг

История театра масок в далекой Индонезии берет свое начало из культа мертвых. Само название «Топенг» означает «крепко прижатое, тесно прилегающее», или «маска усопшего». Не смотря на весьма мрачные ассоциации, такие маски были весьма просты и представляли собой овальные деревянные дощечки с вырезанными отверстиями для глаз и рта (иногда в этих местах тоже придавался объем). На поверхности рисовалось нужное изображение человека или другого создания. Для закрепления маска обвязывалась бечевкой вокруг головы, либо к внутренней стороне прикреплялась петелька, которую актер зажимал в зубах (более характерно для представлений пантомимы). С развитием театра местные актеры стали играть без маски, просто обильно раскрашивая лица.

Маска театра «Но» (Япония)

Маска театра Но
Маска театра Но

Отправимся на Восток и заглянем в историю японского театра «Но», который является одним из древнейших театров мира. По его канонам, маски были закреплены лишь за одним ведущим актером во всех имеющихся в репертуаре пьесах. Как правило, их использовали для изображения мальчиков и юношей, духов, воинов, стариков, старух, богов, девушек, демонов, животных, птиц. То есть тех персонажей, которых иначе было бы очень сложно исполнить технически и физически. Остальные участники представления масками не пользовались, исполняя свои роли без париков и грима. Некоторые отголоски театра «Но» можно встретить и в наши дни, так что не упускайте возможность увидеть эти технологии воочию.

Театр Дель арте (Италия)

Маски театра комедиантов «Дель арте» — выходцы из народных карнавалов, носили весьма разнообразный характер. Часть из них просто разрисовывалась в черный цвет, закрывая половину лица. Некоторые предполагали нанесение грима на бороду, усы и парик, а часть и вовсе составляла лишь приклеенный нос или лоб. Поначалу ношение маски в Дель арте отводилось только двум группам персонажей: народно-комедийные маски слуг (Дзани), и сатирические маски господ (Панталоне, доктор, капитан, Тарталья). Однако, со временем они получили более широкое распространение и использовались уже как средство для подчеркивания выразительности любого задуманного типажа, в том числе трагического. При этом Дель арте стремилось к выразительности не только во внешнем образе, но также голосе, мимике и пластике, заложив основы для классической пантомимы.

Персонажи театра Дель арт
Персонажи театра Дель арт

Как видим, феномен маски очень многогранен и не ограничивается лишь парой привычных заядлым зрителям правил, а ее роль для театральной жизни сложно переоценить. Именно она дала начало основам грима, бутафории и реквизита, в конце концов – спецэффектам, которые все больше набирают популярность в современных постановках. Скрывать или наоборот – максимально громко что-либо донести до своей аудитории (ну или высших сил)… Помочь понять и увидеть для себя то, что иначе просто было бы невозможным – в этом и заключается истинная магия этого незамысловатого, но такого уникального предмета.

Возможно, нам стоит ее все-таки снова полюбить? Ну… хотя бы попытаться?

Автор статьи: Екатерина Свергун

Специально для издания «Из темноты кулис»

admin
a_star_off@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *