«День Рождения» Пинтера — это действительно что-то незабываемое. Если вы приходите в театр, как на шоу, то забудьте о том, чтобы посмеяться, подурачиться, ведь пьесы Пинтера — это ничто иное как посыл к размышлению.

О чем же размышлять, спросите вы? Очень просто: о себе, своих поступках и действиях, своих пороках, которые отображаются на сцене с казалось бы мало знакомыми героями. Присмотритесь, быть может вы сможете увидеть себя в Стэнли или в Маккане, а может вы Гольдберг, берущий от жизни все?

Герои, ведущие диалог, практически не слышат друг друга. Они вроде бы ведут диалог, но вскоре становится понятно, что каждый думает о своем и абсолютно не слышит своего партнера.

«Мег. Угу. (Пауза.) Про что сейчас читаешь?
Пити. Про рождение ребенка.
Мег. Да ну! И кто же его родил?
Пити. Девица какая-то.
Мег. А кто, Пити? Кто?
Пити. Ты ее вряд ли знаешь.
Мег. Как ее зовут?
Пити. Мэри Сплетт, леди Мэри Сплетт.
Мег. Не знаю такой.
Пити. Конечно не знаешь.»

Давайте разберем немного подробнее эту пьесу и поймем почему же в этом спектакле совершенно отсутствует радость и веселье при, казалось бы, довольно-таки смешных шутках?

ОСТОРОЖНО, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОСЕТИТЬ СПЕКТАКЛЬ НИЖЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ.

Начнем с самого противоречивого героя этой пьесы — Стэнли Уэббера (Александр Емельянов). Кто он? Мошенник? Убийца? Член секретной организации или все же вымышленный персонаж старой женщины, выжившей из ума? Этот вопрос останется открытым до конца спектакля и уйдя с него вы еще долго будете задаваться вопросом о том что же вы только что увидели.

Итак, Стэнли Уэббер — музыкант, пианист, который год назад поселился в небольшом прибрежном городке в малоизвестном пансионе. Вроде бы порядочный парень, но если присмотреться к нему поближе, то мы видим, что Стэнли явно от кого-то скрывается, иначе как объяснить то, что он весьма остро реагирует на то, что в пансионе может остановиться еще кто-то, а уж когда эти «кто-то» в лице двух мафиози Маккана и Гольдберга заселяются, то он и вовсе теряет дар речи.

«Макканн. Мы, по-моему, незнакомы.
Стэнли. Да, незнакомы.
Макканн. Меня зовут Макканн.
Стэнли. Вы здесь надолго?
Макканн. Нет, не надолго. А вас как зовут?
Стэнли. Уэббер.»

Но это был бы не Пинтер, если бы все лежало на поверхности. Мафиози, парень в бегах. Согласитесь, это было бы слишком банально. Что если мы посмотрим чуть глубже? Что если Маккана и Гольдберга не было на самом деле и то, что ни делали — это всего лишь пожирали Стэнли изнутри, надавливая на самые опасные грехи, которыми он не поделился бы ни с кем.

Что если это именно они повлияли на его эмоциональное состояние? (Огромное спасибо Александру Емельянову за точное исполнение и за то, что весь спектр эмоций прослеживался во время всего спектакля). Чего стоит момент, когда Стэнли, сидя напротив зрителей понимает, что он обречен? Что Маккан и Гольдберг либо сломят его окончательно, либо убьют. Именно они добивают его настолько, что в финале у него случается нервный срыв, из-за которого он был готов удушить Мег (хозяйку отеля) и изнасиловать свою подругу Лулу ( и то, что это потом сделал Гольберг еще раз доказывает ужасность помыслов Стэнли). Стэнли понимает, что он обречен, но все равно хватается за мимолетную возможность остаться в живых.

Что будет, если вы будете чувствовать вину за что-либо? А если вы прибавите к этому полное нежелание выходить на улицу и отказ работать? Вина просто сожрет вас, будьте уверены. Также, как она сожрала и Стэнли.

Остальные герои спектакля являются как бы фоном или даже фоновым шумом, который Стэнли не может слышать ввиду того, что его собственные мысли заняты лишь одним — виной.

Не зря пьеса была названа «комедией угрозы», потому что угроза присутствует практически в каждом моменте этой пьесы, особенно остро эту угрозу ощущает Стэнли.

Если рассматривать Маккана и Гольдберга как добро и зло, то совершенно точно можно представить их как двух ангелов. Гольдберг будет одним из тех, кто с радостью заберет душу Стэнли в ад, когда с другой стороны Маккан более мягок (хотя и имеет свои странности). Он то и является тем самым, что готово забрать душу Уэббера в рай и простить его( можно сослаться на шуточное казалось бы упоминание того, что Маккан в прошлом был священником).

Итак, что мы имеем? Неужели «День Рождения» Пинтера — это действительно пьеса о том, как человека может сожрать вина?

У нас есть и другая теория. Что если Стэнли на самом деле не существует и находится в голове у хозяйки пансиона — Мег ( Лариса Наумкина), а ее муж Пити (Виктор Гордеев) на самом деле долго жалел ее и потом просто решил избавить жену от страданий, а заодно и от Стэнли, который находится в ее голове. Пити (в переводе с английского «жалость») действительно относится к своей жене несколько жалостливо. Он смотрит на нее с снисхождением, он хвалит ее чай, хотя на самом деле он оставляет желать лучшего. Он считает Мег идеальной женой, хотя сам ходит в дырявом свитере.

Вернемся к нашему вопросу? Что же Пинтер хотел сказать своей пьесой? Точный ответ может вам дать, конечно же только сам автор, ну а мы лишь можем догадываться. Каждый зритель увидит в этом спектакле что-то свое.

Послушайте наше пожелание. Осторожнее относитесь к своим желаниям. Когда вы наклоняетесь к торту, чтобы задуть свечи и произнести то, о чем вы мечтаете — подумайте. Загадывайте желание с чистым сердцем, свободным от вины и полным мужества, потому что иначе огонь, который вы увидите перед собой будет отражать все ваши пороки и станет для вас нечто болезненным. Настолько, что ваш собственный день Рождения станет ненавистен вам самим.

Автор статьи: Анастасия Карно
Фото: Анастасия Карно

admin
a_star_off@mail.ru