“Человек растит в себе, что может. И сам заботится о посевах” (Стивен Кинг).
Далекая. Жаркая Испания. И тихая рыбацкая деревушка, в которой развернутся нешуточные страсти…. Именно так начинается история из нового российского мюзикла «Дон Жуан: нерассказанная история», которая, наконец, предстала перед зрителями Москвы (Театриум на Серпуховке — 21 сентября) и Санкт-Петербурга (Мюзик-Холл, 22, 23 и 24 сентября).
Премьера нового проекта режиссера Артема Каграманяна и продюсера Сергея Сорокина должна была состояться еще летом, однако, по всем известным причинам, переносилась несколько раз. И стоит сказать, что эти паузы пошли постановке лишь на пользу – команда здесь точно не простаивала, а продолжала оттачивать свое вокальное и артистическое мастерство с еще большей тщательностью. В итоге перед нами предстал не «сырой продукт», как это обычно бывает с самыми первыми показами, а уже крепко слаженный, откатанный, полноценный организм, каждая часть которого прочно стоит на своем месте. Если герой пьян или напуган – то так оно и есть. Если происходит битва – ее зачинщики в моменте скрещивают шпаги и уверенны в каждом движении. Если это покаяние или признание в любви – ты ни секунды не сомневаешься в искренности. Возникает ощущение, что ты смотришь мюзикл, который оживает на сцене уже, как минимум, месяц, а может, и чуть дольше. Браво профессионализму актерского состава, который, к слову, здесь действительно звездный. Но обо всем по порядку.
В основу сюжета легла пьеса «Последняя женщина сеньора Хуана», написанная Леонидом Жуховицким. И, пожалуй, эта история действительно показывает всем известного героя-любовника с абсолютно иной, не рассказанной никем ранее стороны. Это далеко не хитрый и сладкоголосый повеса, высматривающий очередную «жертву», каким мы привыкли его воспринимать, а безумно уставший, хоть еще и молодой, мужчина, потерявший всякий вкус к этой жизни. Он кочует по стране, стараясь оставаться ингокнито, лишь с одной целью – обрести, наконец, покой, и, если повезет, найти новый смысл в самом своем существовании, а на крайний случай – встретить смерть. Надеясь, что здесь его никто не узнает, он решает остановиться в одной из таверн глухой деревушки, однако гремящая на всю Испанию слава и тень прошлых проступков находят его даже здесь.
Такому Дон Жуану в блистательном исполнении звезды российских мюзиклов Ивана Ожогина хочется и верить, и сочувствовать, и разве что иногда соглашаться с тем, что его следует немного проучить. А проучить его, между делом, хотят практически все! Импульсивный офицер Карлос (Сергей Борзов) – за случайную гибель своего брата от руки «Дона Хуана». Юный поэт Серхио (Артем Елисеев) — за личные оскорбления и желание таким образом за счет дуэли обрести славу. Брошенная супруга Пилар (в этот раз ее роль исполняла Анастасия Макеева) – за разбитые надежды о нормальном доме и многочисленные измены. А здесь еще и таинственный Исполнитель, (чей незабываемый образ подарил нам Оскар Кучера), требует справедливого суда по приказу из Мадрида.
Пожалуй, единственные, кто не желает смерти Дон Жуану – это хозяин таверны (Дмитрий Янковский), для которого такой статусный гость может обернуться невероятной удачей, и трогательная, совсем еще юная служанка Консуэла (Мария Геворгян). Именно она становится той самой «последней женщиной Дона Хуана», его новым лучом света и смыслом жизни. Ее чистота, вера в справедливость и добро заставляют и самого героя поверить в то, что он не совсем уж погрязший в грехах подлец, в чем он охотно и, казалось бы, успешно убеждает своих врагов, усмиряя их пыл.
Далее перед нами начинает разворачиваться практически сюжет из «Фауста». Греховность Дон Жуана в итоге оборачивается благом, при этом справедливое, на первый взгляд, требование правосудия в лице его оппонентов обретает невероятно зловещие, даже кровожадные черты, вплоть до написания реквиема по еще живому человеку. Этакая игра в овец и волков, только с периодической сменой ролей.
Все это сопровождается очень тонким юмором, роскошными танцами фламенко, смешением рока и классических испанских мотивов, проникновенными текстами, которые хочется заучить и разбирать на цитаты, а также – яркими цветовыми решениями, которые только добавляют накала всему происходящему.
Удивительно, но финал здесь, не смотря на всю динамику и логику повествования, оставляет богатую пищу для фантазии. Встретил ли Дон Жуан свой конец добровольно, все же был помилован, нашел ли способ бежать, сам ли убил своего «палача», как повернулась судьба Консуэлы и других героев? Открыто нам автор об этом не говорит, и в этом очевидный плюс для зрителя. Разумом мы можем понимать, что хеппи-энда здесь точно не случится – волки все же получили свою жертву. Но душой, с присущей любому из нас эмпатией и искоркой детства, мы хотим верить, что надежда все же есть.
Это подкупает и заставляет задуматься. Ведь Дон Жуан все же прав! Как часто мы, преисполненные ненавистью, обидами, алчностью, любим обвинять других? Как часто, прикрываясь благими мотивами и честью мы используем, лжем и разрушаем ради достижения своих мягкотильных целей? Говорить, что кто-то разрушил твою жизнь – это легко. Но признать причины разрушения в себе – вот истинное мужество и благородство. Загляните в глаза самому себе – только там все настоящее, без масок. Смешной «маленький человек», которым притворяется Исполнитель, оказывается невероятно сильным и опасным вершителем судьбы, которому «дозволено все». Консуэла – совсем еще ребенок, «всего лишь служанка», не только показывает впечатляющую храбрость, защищая своего возлюбленного, но и является самой мудрой и справедливой из героев.
Так происходит и в жизни… Порядок вещей может быть радикально противоположным тому, каким мы хотим или можем его воспринимать. И может, пора перестать разрушать и обманывать себя и других, а заняться собственной душой и растить в себе сад, а не выжженную пустыню? “Подумайте об этом” — вот главный совет одного из великих любовников всех времен. И знаете — об этом точно больше нигде не расскажут.
Автор: Екатерина Свергун
Специально для издания “Из темноты кулис”
Фотографии являются собственностью журнала. Использование фото в других источниках допускается только с разрешения правообладателей