Шведский Королевский Драматический театр или Драматен (Dramaten), как называют его сами шведы — одна из главных достопримечательностей Стокгольма, увидевшая свет в 1788 году. На его сцену выходила знаменитая Грета Гарбо, в течении почти 40 лет ставил свои пьесы Ингмар Бергман, работали Август Стриндберг и другие выдающиеся драматурги своего времени… Сегодня ежегодно на сцене проходит почти тысяча спектаклей и концертов, репертуар которых включает классические произведения, новую шведскую и зарубежную драму, социальные произведения… Что занимательно – история Dramaten не менее ярка и драматична, как и его репертуар. Являясь неким продуктом политических и творческих амбиций шведской монархии, театр пережил множество реформаций, интриг и конечно, пика популярности. Чтож…. Заглянем сегодня в те горячие события с нордическим характером, что способствовали становлению этого строгого монументального красавца с игривой лепниной?

Dramaten
Dramaten

Ориентация – не Север.

Основателем и главным культиватором шведского театра стал король Густав III, вошедший в историю как «король-театр». И аналогия с другим любителем феерий Людовиком XIV здесь не случайна. Густав рьяно ориентировался на своего французского коллегу, введя при дворе аналогичные «ритуалы», направленные на развитие театральной жизни во всех областях, и даже в военных действиях…

Король Густав III

Чтобы не быть голословными, вспомним момент, когда Густаву III удалось провести целый государственный переворот…. Как спектакль! Только взойдя на престол, у молодого правителя созрела идея «заговора» против парламента, что должен был закончиться полной передачей власти в руки Густава. В дело вмешалась погода. Мятеж в финском Свеаборге начался в августе 1772 года, но сильный ветер в балтийском море не дал «заговорщикам», в том числе и младшему брату короля — Карлу, в срок добраться до Стокгольма, и тогда Густав решил устроить бунт самостоятельно. У ворот своего дворца он произнес вдохновляющую пафосную речь перед караулом, и во главе его двинулся в сторону Риксдага (однопалатный парламент Швеции). По пути к импровизированной вооруженной группе присоединились еще около 200 путчистов, в том числе и офицеры. Все они присягнули на верность королю и арестовали некоторых представителей либеральной власти. Сам Густав уже на следующее утро был возведен в статус народного героя, а спустя еще сутки добился официального роспуска парламента. Феномен этого монарха вошел в историю как «густавианская эпоха», а в его харизме и актерском таланте (чего не скажешь о политических решениях), не сомневается ни один историк.

Быт и театр стали пересекаться в деятельности короля невероятно тесно, однако, в отличие от того же Людовика XIV, Густав III успел состояться как очень достойный драматург и режиссер. Он сам занимался созданием некоторых пьес и контролировал их постановки, присутствовал на репетициях, что для эпохи Просвящения только добавляло ему популярности и статуса. Тем самым, театрализация придворной жизни и политики короля в густавианской Швеции осуществлялась преимущественно самим монархом, в то время как во Франции XVII века на создание знаменитого образа «Короля-Солнца» работала целая команда.

Шведский Королевский Драматический театр
Шведский Королевский Драматический театр

Много путешествуя и посещая представления самых разнообразных европейских театров, Густав продолжал черпать творческое вдохновение, однако считал, что шведские актерские труппы недостаточно профессиональны. Чтобы решить эту проблему, он начал активно вести переписку с главными философами-просветителями своего времени и стал завсегдатаем аристократических салонов.

Усилия принесли свои плоды. В 1780-е годы Густав III вместе с его фаворитом и советником Армфельтом занялись реформой шведских театров. В течение буквально пары лет в городе начинают появляться оперные и драматические театры, а 1778 состоялось открытие здания Королевского театра, в котором и зарождается Dramaten, открывший Швеции того времени множество уникальных талантов. Однако, в его безоблачное существование снова вмешивается политика.

Спустя всего год после открытия театр теряет директора, который сбегает из страны по причине финансовых трудностей. Осиротевшие актеры активно просят поддержки у короля, который без лишних колебаний оказывает ее, а сам театр вместе с тем приобретает статус Национального, разделившись на две части: Королевский оперный театр Швеции и Королевский драматический театр Швеции. Их первоначальный репертуар не отличался разнообразием и полностью отражал вкусы Густава: пышные спектакли в духе французского классицизма.

Конец прекрасной эпохи

Вскоре Швеция несет огромные потери в войне с Россией и недовольство политикой Густава III стремительно набирало обороты. Принимаемые им законы, направленные на установление абсолютизма, к которому он продолжал дерзко стремиться, были встречены в штыки, да и образ героя-освободителя стал рушиться на глазах.

16 марта 1792 года вся молодежь Стокгольма устремилась на грандиозный бал‑маскарад, где, в отличие от официальных балов, могли присутствовать и дворяне и разночинцы. Появился там и сам король. Во время закрытого ужина до него дошли слухи о готовящемся покушении, но Густав не придавал этому значения и проигнорировал все просьбы как-то себя обезопасить.

В районе полуночи, когда в залах собралось максимальное количество народа, в Густава все же выстреливает некий человек, распознав за его маскарадным костюмом большой крест ордена Серафимов – символ королевской фамилии. Горе-монарх выжил и пулю удалось вовремя извлечь, но буквально через неделю рана дала осложнения. Чувствуя близкий конец, Густав просит внести в завещание некоторые дополнения, и через несколько часов умирает.

Как выяснилось позже, исполнителем убийства стал отставной гвардейский капитан Якоб Юхан Анкарстрем, а его сообщником — генерал Пеклин, один из лидеров оппозиции. Они верили, что таким образом положат начало либеральным реформам, ослабляющим власть монархии. Заговорщики сознались практически на следующий день и смиренно стали ожидать приговора. В итоге, 27 апреля 1792 года Анкарстрем был возведен на эшафот, а Пеклин подвергся изгнанию. Подлинную маску и орудия, с которыми Анкарстрем попал на бал, можно и по сей день увидеть в собрании Стокгольмского исторического музея, а сам инцидент лег в основу оперы, написанной Верди и названной «Un Ballo in Maschera», что значит «Бал-маскарад», который, по иронии судьбы, шел и в том самом театре.

реквизит к спектаклю
экспонаты Стокгольмского исторического музея

Новая жизнь – новая драма.

После смерти правителя Королевский Оперный театр был закрыт вплоть до 1 ноября 1792 года, пережив после еще ряд зыбких запретов и помпезных открытий. В основном, это было связано с тем, что взошедший на престол сын Густава III — Густав IV Адольф, не разделял отцовскую тягу к искусству и абсолютно не переносил тот факт, что сцена убийства его отца используется на потеху публики. Также было много критики по поводу «обмена» локаций между оперой и драматическим театром. Сами артисты считали, что здания, изначально возведенные для пения, считаются непригодным для постановки драмы, и наоборот.

Королевский Драматический Театр тоже подвергся реформации. С начала IXX века он перестает быть сугубо придворным – в репертуаре появляются произведения Шекспира и Шиллера, пьесы шведских писателей-романтиков Ю.Стагнелиуса и Б.Бескова. При этом театр сменил множество адресов, пока в 1908 году не нашел своего окончательного «дома» на площади Нового моста – одного из престижнейших районов Стокгольма. Архитектором здания в стиле модерн, действительно напоминающим королевский дворец, выступил Фредерик Лилльеквист, а в декоре здания приняли участие такие известные художники, как Карл Миллес и Карла Ларссон. Некоторые интерьеры были воссозданы по проектам принца Евгения. Вторую жизнь получила Школа драматического искусства, которая процветает и в наши дни.

Свое открытие новый «Dramaten» обозначил премьерой спектакля «Мастер Улоф» Августа Стриндберга, открывшая так называемый «век новой драмы», которой присуща тенденция к глубокой интеллектуально-психологической насыщенности, свойственная спектаклям «Драматена». Скульптура Стриндберга сегодня красуется на ступенях театра, и по поверью, оберегает его.

Dramaten - шведская революция «Короля-театра», изображение №3
Одна из сцен современных постановок «Dramaten»

Социальную направленность носили спектакли одного из лучших режиссеров Королевского театра ХХ века – Альфа Шеберга. Наряду с национальной шведской драматургией он ставил Ибсена, СартраДостоевского, затрагивая проблемы взаимодействия человека, исторических событий и политической сферы. Кстати, к российской тематике театр обращался не раз. К примеру, осенью 2003 года на фестивале театров Европы, проходившем в Санкт-Петербурге, «Драматен» представил спектакль «Шведская летняя ночь» по пьесе Эрланда Йозефсона в постановке Эвы Бергман, дочери великого режиссера Ингмара Бергмана. Историю жизни и творческих поисков Андрея Тарковского режиссер решила рассказать в виде некоей притчи о «загадочной русской душе».

Сегодня в новом здании можно не только посетить представления, но и пройтись с экскурсией, чтобы увидеть большую и малую сцены, репетиционные помещения и прочие забавные детали. После насыщенной программы можно спокойно посидеть в кафе под открытым небом, которое расположено на балконе второго этажа с волшебным видом на бухту Nybroviken и набережную.

Также настоятельно советуем заглянуть за здание театра, где спрятался известный памятник Маргарете Круук — шведской примы театра и кино, считавшейся одной из величайших актрис 20 века. Скульптура разместилась в месте, где она часто курила перед выступлениями, и уникальна наличием системы внутреннего отопления. Если в холодные месяцы прижаться к мадам Круук, то можно согреться при температуре выше 30 градусов. Уютно и приятно, особенно на суровых скандинавских ветрах!

Памятник Маргарете Круук
Памятник Маргарете Круук

Что ж… В очередной раз стоит задуматься о том, что у каждого творения есть частичка души его создателя, свой характер и энергетика… А уже верить этому или нет – каждый из нас решит для себя самостоятельно.

Автор: Екатерина Свергун.
Специально для издания «Из темноты кулис…»

admin
a_star_off@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *