Из куклы-в живого мальчика, из Золушки — в невесту для принца, из неказистого птенца — в прекрасного лебедя.
На протяжении многих лет тема чудесного преображения затрагивалась авторами самых разных эпох и народов не один десяток раз. Казалось бы, концепция порицания героя-антипода, чьё затяжное время одиночества и гонений чудесным образом перетекает в счастливый финал — уже мало кого сможет удивить.
Однако театр кукол Сергея Образцова решил внести в столь ясную тему иной и свежий взгляд… Новый спектакль «Гадкий утенок» поставлен заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Борисом Константиновым. Художник постановки – Александра Громова, композитор – Николай Шамшин. Сказку рассказывают актеры Юлия Бобровская и Артур Арутюнов.

Уникальность спектакля состоит в том, что в постановке «Гадкий Утенок» внимание режиссера сосредоточено не на самом Утенке, а на второстепенном, едва приметном, на первый взгляд, персонаже. На девушке, что просто ухаживала за птицами — Птичница.
В оригинальном произведении Ханса Кристиана Андерсена автор не выделяет ни одного персонажа как того, кто мог бы быть на стороне Утенка. Все, включая нашу героиню, представляют собой единую безликую толпу, чья ненависть и недалекий взгляд, не оставляют Утенку и шанса на сочувствие, вплоть до самого финала.
Отойдя в сторону от классического сюжета и мотивации героев, автор раскрывает нам третью сторону конфликта. Девушку, чей бескорыстный образ не противостоит Утенку, а напротив — слепо жаждет доброты настолько, что готова полностью посвятить себя всем, не взирая на их недостатки.

В постановке режиссер прибегает к смелым решениям практически в каждой сцене.
Заходя в зал, мы попадаем в полумрак. На сцене, прямо из пола «растут» разных высоты и размеров листья лопуха, а плетенный из веточек забор закрывает гнездо Матери Утки и ее детенышей. Посреди сцены — некое подобие насеста (он же по ходу постановки также выступает в роли моста и других предметов). Справа виднеется небольшая деревянная платформа со своего рода деревянным водостоком. И натянутое на заднем фоне полотно, окрашенное в цвета ясного дневного небосвода.

Декорации органично сочетаются с персонажами, и актриса передала свою роль настолько, что ты можешь ощутить каждую эмоцию её персонажа так, как будто это ты сам.
Были внесены современный взгляд, свежие идеи и взаимодействия актера с залом. Чего только стоит гусиный бит с фристайлом, шантаж индюка о раскрытии его распутств Птичницей и «Обморока» матери утки при вылуплении «утенка».

Стоит отметить, что это был весьма смелый и рисковый ход — добавлять третью сторону и изменять тем самым отношение и основную мысль произведения. Но, в данной интерпретации оно дарит также новое переосмысление бывалых дум и подает себя так, что ты становишься частью этих волнений, невзгод и радостей. Словом, как говорил сам режиссер: «Эта постановку я хотел сделать для всех возрастов». И она очень смело отличается от классического прочтения оригинала и, вне зависимости от возраста зрителя, каждый в ней сможет ощутить что-то для себя и найти собственный интерес в данной постановке.
Автор статьи и фото: Иванов Яков
Специально для издания «Из темноты кулис…»