Нет ничего более заманчивого, чем то, что кажется невозможным. Но, хотя режиссер Николас Хайтнер и его творческая команда проявляют героическое мужество, превращая эпическую трилогию Филиппа Пулмана в две трехчасовые пьесы, они, в конечном счете, преодолевают невозможное. В этой постановке есть чем восхищаться, но результат неизбежно оказывается похожим на подстриженную живую изгородь, если сравненивать с Пулмановским лесом.

His Dark Materials. Видение со сцены, изображение №1

Отчасти, это — проблема масштаба. 1300 страниц Пулмана должны быть сжаты до приемлемых пропорций. Как ни странно, режиссер Николас Райт начал с конца, то есть с главных героев Пулмана — Лиры и Уилла, встречающихся на скамейке Оксфордского парка, существуя в параллельных мирах. Далее следует ретроспективный путеводитель по их удивительным приключениям. Райт также вырезал несколько ключевых персонажей, включая Мэри Мэлоун, ученого, который стимулирует сексуальное сознание Лиры, и воинствующего ангела Метатрона. Хотя Райт избегает линейного блуждания по перевернутому «потерянному раю» Пулмана, он не может надеяться соответствовать амплитуде оригинала.

Адаптация выявляет не только слабые стороны Пулмана, но и сильные. Цель этой истории-показать Лире и Уиллу, что они обращают вспять падение человека, принимают знание и опыт, побеждают покорное повиновение божеству. Но в своем дидактическом антиклерикализме Пульман демонизирует религию до абсурда. Это становится еще более очевидным на сцене, где ведьма говорит о Церкви, что «пока она была на этой земле, она подавляла и преследовала все хорошее в человеческой природе«. И хотя Стивен Грайф удивительно авторитетен как иезуитский кальвинист с американским акцентом (тем самым получив три хита в одном), трудно поверить в церковь, которая почти не продвинулась вперед со времен инквизиции.

His Dark Materials. Видение со сцены, изображение №2

То, что сценическая версия действительно выявляет — это положительная сторона гуманизма Пулмана. Большая часть, откровенно говоря, идет тяжело. Взятый от «Северного сияния» путь Лиры, чтобы спасти похищенных детей из Арктики, добросовестно выполнен, но лишен мифического резонанса. Классический случай — это смертельная схватка между двумя бронированными медведями. В книге это — блестящая пародия на рыцарскую битву, но здесь она сводится к драке с Урсом. А борьба за власть тонкого ножа в параллельных мирах порой становится, если только вы не погружены в книгу, непроницаемо трудной для понимания.

Но в последней трети, взятой из «Янтарного телескопа», вечер становится поистине трогательным. В удивительной последовательности Лира и Уилл спускаются в Страну Мертвых таким образом, что это трогает сердце. Во-первых, Лира насильственно отделяется от своего верного демона Пантелеймона— физического проявления ее души. Затем она встречает воплощение своей собственной смерти в сцене, прекрасно сыгранной Анной Максвелл Мартин и Сэмюэлем Барнеттом. В конце концов, мертвые освобождаются из плена при условии, что они рассказывают правдивые истории обо всем, что они любили в жизни. Необычайное видение Пулмана Вселенной, в которой отвязанные мертвецы сливаются с ветром и деревьями, здесь прекрасно реализовано.

His Dark Materials. Видение со сцены, изображение №3

Это единственный трансцендентный момент, который оправдывает долгий путь и даже усиливает литературную магию Пулмана. Что касается оставшейся части, то остается только восхищаться техническим мастерством постановки. Проекты Джайлза Кадла широко используют барабанный бой Оливье с ведьмами и медведями, населяющими его верхние районы, а также Оксфордские колледжи и церковные суды Консистории, поднимающиеся из его нижних глубин. Майкл Карри — дизайнер кукол, также делает блестящую работу по превращению анималистических деймонов в освещенные изнутри фигуры, управляемые одетыми в Черное операторами.

Никаких претензий к актерскому мастерству тоже нет. Мартин, как и Лира, несет большую часть шоу на своих тонких плечах и трогательно предполагает, с помощью воли Доминика Купера, появление персонажа в постпубертатном сознании. Патриция Ходж в роли зловещей, покрытой мехом Миссис Колтер, точно улавливает двойственность женщины, которая находит неожиданные материнские инстинкты, преодолевающие ее жажду власти. Лорд Азриэл Тимоти Далтона — аристократический Сатана, бросающий вызов рушащейся божественной власти, смешивает Милтоническую гордыню с мальчишеским авантюризмом. А в большом актерском составе второго плана Тим Макмаллан выделяется как Макиавеллианский священнослужитель, Техасский воздухоплаватель и оператор миниатюрного галливспианского шпиона, кричащего от боли, когда он ударяет крошечным пальцем ноги о жестяную кружку.

His Dark Materials. Видение со сцены, изображение №4

Это типичная деталь, которая оживляет постановку Николаса Хитнера. Можно было бы поспорить насчет ведьм, которые меньше походили на валькирий гастрольного производства, и более напористую партитуру от Джонатана Дава, чтобы соответствовать Вагнеровскому масштабу истории. Но, в целом, производственные ценности высоки. То, что можно поставить под сомнение — это адаптивность трилогии Пулмана, будь то в театре, радио или кино. Кажется, что это самый яркий пример литературного проекта, который достигает своей полной жизни там, где авторское видение встречается с воображением читателя.

Источник: The Guardian

Перевод: Анастасия Карно

Специально для издания «Из темноты кулис…»

admin
a_star_off@mail.ru

His Dark Materials. Видение со сцены: 4 комментария

  1. Hi would you mind letting me know which webhost you’re utilizing?
    I’ve loaded your blog in 3 different internet browsers and I must say this blog loads a lot quicker then most.
    Can you suggest a good internet hosting provider at a honest price?
    Thanks a lot, I appreciate it! 0mniartist asmr

  2. Hello there! I know this is kind of off topic but I was
    wondering if you knew where I could find a captcha plugin for my
    comment form? I’m using the same blog platform as yours and I’m having
    trouble finding one? Thanks a lot! asmr 0mniartist

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *