…Век девятнадцатый был в ходе,

В те дни театры были в моде,

И жизнью бурною с утра

Жил новый зал Гранд-Опера.

Роскошный, пышный, как дворец, –

Искусств и зодчества венец!

(«Ангел музыки», В. Невин)

Гранд-опера (сегодня более известная как Опера Гарнье или «Дворец Гарнье») украшает IX округ Парижа недалеко от одноименной станции метро. Впечатляющее здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар, и входит в список самых посещаемых мест города наряду с Елисейскими полями, Версалем, Пантеоном, Триумфальной аркой и Собором Парижской Богоматери. В этом нет ничего удивительного: Опера приводит в восторг своим внутренними интерьерами, утонченными деталями, небывалыми для театра размерами, и конечно, мистическими легендами, в которые сегодня можно окунуться на одной из тематических экскурсий. Послужной список Гранд Опера не менее внушителен. Здесь проходили сезоны Дягилева, пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо и Галина Вишневская, танцевали Серж Лифарь, Вацлав Нижинский и Рудольф Нуреев. Дизайнерами декораций и костюмов выступали Пабло Пикассо, Анри Матисс и Коко Шанель. В настоящий момент поистине монументальное творение содержит под своей крышей балетную школу, обширную библиотеку и небольшой музей.

Opéra Garnier – красота со своенравным характером, изображение №1

Свое неофициальное название Гранд Опера получила в честь выдающегося французского архитектора Шарля Гарнье — к самым известным творениям также относятся новые крылья Лувра, вокзал д’Орсе, Дворец Трокадеро, Большой и Малый дворец, мост Александра III, дворец Шайо и Школа изящных искусств. Также ее возникновение связано с действиями Наполеона III и его префекта барона Османа. Но обо всем по порядку…

Долгий путь к открытию

По официальной версии, первый камень в строительство здания был заложен в 1860-м году, однако предпосылки к нему начались гораздо раньше…. Начнем с того, что Дворец Гарнье — тринадцатая по счету парижская опера. В 1669 году Король-Солнце Людовик XIV официально признает оперу высоким видом искусства, и в Париже, как и во сей Франции, начинается активное строительство разнообразных оперных театров. Самым примечательным из них становится театр, названный Королевской академией музыки. В 1671 году он был объединен с Королевской академией танца и стал именоваться Королевской академией музыки и танца. После Великой французской революции 1789 года театр успел несколько раз изменить свое название («Театр Искусств», «Театр республики и Искусств», «Театр Оперы»). После коронования Наполеона Бонапарта становится Императорской академией музыки, но с реставрацией Бурбонов ему было возвращено прежнее название — «Королевская академия музыки и танца».

Так и радовала бы старая Опера утонченных парижан и дальше, если бы пару столетий спустя, из-за своеобразной внешней политики Наполеон III впадает в немилость к итальянским революционерам и переживает целых три покушения на свою особу. После последнего нападения, произошедшего аккурат около здания одного из театров на улице Пелетье 14 февраля 1858 года, Император наотрез отказывается его посещать и приказывает построить новое. Судьба дарит ему мощную идейную поддержку в виде барона Османа, который вскоре занимает место перфекта Парижа и доводит его архитектуру до вида, частью которого мы продолжаем восхищаться по сей день. По заданию любимого Императора Осман устраивает своеобразный конкурс на строительство нового здания Оперы, который выигрывает молодой и пока малоизвестный архитектор Шарль Гарнье (на тот момент ему было 35 лет). Его проект покорил комиссию такой масштабностью и помпезностью, что позавидовал бы любой королевский дворец того времени (кстати, именно поэтому здание Оперы также называют самым настоящим Дворцом). Источником вдохновения для Гарнье послужил Большой Театр Бордо и итальянские дворцы позднего Ренессанса, которые он с удовольствием осматривал в течение своего пребывания на Вилле Медичи в Риме. Молодой энтузиаст, окрыленный неслыханной удачей, приступает к работе, но путь его ждал отнюдь не легкий, и строительство Оперы Гарнье затянулось на целых 15 лет.

Шарль Гарнье
Шарль Гарнье

Первой причиной такого долгого строительства была особенность почвы, которая по своему составу больше напоминала вязкое болото, созданное грунтовыми водами. Из-за многочисленных неудач при закладке фундамента и природной вспыльчивости Гарнье несколько раз решал бросить воплощение своего проекта в жизнь. Когда болото было осушено и разработаны меры безопасности (в частности — бетонный резервуар для скопления грунтовых вод и толстые двойные стены, обеспечивающие полную водонепроницаемость здания), архитектор столкнулся с еще одной проблемой: как оказалось, на территории, где велось строительство, находилось гигантское подземное озеро. Но и здесь упорный творец не отступил — 8 месяцев насосы откачивали воду, пока объем озера не позволил начать возведение здания.

Казалось, все технические трудности остались позади, но в ход событий вмешалась франко-прусская война, во время которой все деньги из городского бюджета были брошены на обслуживание армии. За это время будущий театр успеет побывать и военным складом для хранения различных припасов, и воздухоплавательной станцией, и тюрьмой для тайной казни преступников… Кроме этого, сразу после окончания боевых действий пала Империя, и вместо нее появилась Французская коммуна. Властям и народу, привыкающим к новым реалиям, было не до высокого искусства, поэтому строительство велось с большими простоями, а Гарнье не раз приходилось выслушивать, что возведение вот-вот полностью остановят. Сложно представить чувства, которые испытывал этот «революционер» в архитектуре, и какой восторг после этого вызывает его стойкость и мужество. Возможно, именно поэтому удача щедро и весьма своеобразно награждает его за все испытания. 29 октября 1873 года Гарнье и его строительной бригаде поступило неожиданное распоряжение: закончить строительство дворца в кратчайшие сроки. Причиной такой спешки стал пожар, полностью уничтоживший старую Парижскую оперу, в которой всегда проходили самые значимые представления. Город остро нуждался в новой Мекке для высокого искусства.

макет Опера Гарнье в разрезе
макет Опера Гарнье в разрезе

Торжественное открытие Опера Гарнье состоялось 15 января 1875 года. К сожалению, ни барон Осман, ни император Наполеон III не дожили до этого грандиозного события. Естественно, что здание с таким убранством и историей «рождения» было достойно особенных постановок, и первыми на его сцену выпустили фрагменты из знаменитой оперы «Гугенот» и третий акт «Жидовки». Кстати, вместимость зала была тоже на то время весьма внушительной – почти 2000 человек. Благодаря успеху постановок и быстро растущей популярности среди бомонда, вскоре здание получило статус Оперного театра Национальной академии музыки Франции, а сумма, затраченная на масштабный проект Шарля Гарнье, в итоге составила около 36 млн. франков золотом.

Опера Гарнье в деталях

Чтобы попасть в Оперу Гарнье, не обязательно приобретать билет на представление – она и без того с радостью примет Вас и раскроет пусть и не все, но большинство своих тайн. Так на что же в первую очередь обратить внимание в здании с общей площадью 21 625 кв. метров?

Фасад.

Их у легендарного здания – четыре, согласно сторонам света. Южный фасад – это «лицо» Оперы, основная часть здания, выполненная в стиле эклектики, которая возвышается над большим 10-ступенчатым подъездом. Его галерея украшена семью полукруглыми арками со знаменитыми скульптурными композициями «Драма», «Танец», «Инструментальная музыка» и «Поэзия». Отдельной гордостью этой части Оперы являются 53 античные маски и бюсты величайших композиторов: Моцарт, Бетховен, Россини и др. Их венчает очень примечательная надпись «Национальная Академия Музыки» (Académie Nationale de Musique) и купол из зеленой меди со статуей Аполлона, поднимающего свою позолоченную лиру к небу. Кстати — по одну руку от Аполлона символично расположился «очеловеченный» Танец, а по другую – Музыка.

Opéra Garnier – красота со своенравным характером, изображение №4

Западный фасад — Императорский павильон, через который помпезно должен был заходить Наполеон III и его потомки. Но, поскольку к открытию Оперы Франция стала уже Республикой, название пришлось сменить на «Павильон главы государства». К входным дверям подъезда ведут пандусы, в те времена позволявшие карете правителя подъехать к самому входу. Символом царской власти здесь служат колонны с орлами. Также эта часть здания примечательна бюстом самого создателя Оперы – Шарля Гарнье.

Восточный фасад – так называемый, «вип-вход» для известных персон и обладателей самых дорогих билетов. Сейчас здесь находится ресторан.

Северный фасад предназначался для чисто рабочих функций, являясь входом для работников сцены и разгрузки декораций, поэтому с архитектурной точки зрения ничем не примечателен.

Самые смелые гости и просто любители захватывающих панорам могут подняться по винтовой лестнице на крышу. Здесь Вас ждут фигура Пегаса, позолоченные изваяния Гармонии и Поэзии, величественный купол и, конечно, Аполлон и его спутники на расстоянии вытянутой руки. Кстати, среди всего великолепия можно увидеть настоящие ульи! Возвел их здесь пчеловод-любитель, работавший в Опере реквизитором еще в 1982 году. Культивация пчел здесь идет до сих пор.

Opéra Garnier – красота со своенравным характером, изображение №5

«Пройдя рядами анфилады

Парад великосветских мод

Вступает в стройные аркады.

Их взорам строгим предстает

Волшебный вид – ступени к залу,

Камней изысканный расцвет,

Что отбирали много лет

Со всего свету мал-помалу».

(«Ангел музыки», В. Невин)

Лестница

Итак, насладившись внешним убранством, вы попадаете в вестибюль. При его создании Гарнье использовал около 24 видов мрамора различных цветов, оникс и эшейонский камень, но главным сокровищем здесь все же остается знаменитая парадная лестница с двойным пролетом, ведущим к театральным фойе и этажам театрального зала.

Opéra Garnier – красота со своенравным характером, изображение №6

Гранд-фойе

Прогуливаясь по главному месту в антракте — гранд – фойе, нельзя не удивиться обилию зеркал и роскошным росписям, в которых можно встретить аллегории, отражающие музыкальное начало, а на его потолке поселились такие почетные гостьи, как Комедия и Трагедия. Кстати, присмотревшись к одному из карнизов, можно заметить буковки С и G – монограмму самого Шарля Гарнье.

Opéra Garnier – красота со своенравным характером, изображение №7

Зрительный зал

Золото, бархат, огромная сцена, способная вместить до 450 актеров, та самая 5 ложа Призрака Оперы, потолок, расписанный самим Марком Шагалом… Все это — огромный зрительный зал Оперы Гарнье. Пожалуй, к описанию сюда стоит только добавить знаменитую люстру, с которой также связано немало легенд и таинственных событий. Кстати, эта красавица из хрусталя и бронзы была разработана по проекту Шарля Гарнье, весит свыше 7 тон и вмещает в себя триста сорок огней.

Opéra Garnier – красота со своенравным характером, изображение №8

Библиотека-музей

Пожалуй, важнейшая после зрительного зала часть Оперы уютно расположилась в Западном (Императорском) павильоне и хранит всю 300-летнюю историю здания. В залах музея устраиваются временные тематические выставки в дополнение к постоянной экспозиции из картин, рисунков, фотографий и уменьшенных объемных макетов театральных декораций, часть которых принадлежит Национальной библиотеке Франции.

Opéra Garnier – красота со своенравным характером, изображение №9

Подземные лабиринты и резервуары

Как мы упоминали ранее, грунтовые воды доставили немало проблем, однако, прекрасно продуманный создателем здания резервуар продолжает функционировать и по сей день. Он служит средством для стабилизации фундамента и является хранилищем водного ресурса на случай пожара. В этом импровизированном подземном озере даже водятся карпы, которых заботливо подкармливают сотрудники, ответственные за эту часть здания. При желании сюда можно попасть по маленькой лестнице, однако путешествовать по лабиринтам весьма затруднительно из-за слишком низких потолков и витиеватости. Их история не менее впечатляющая, чем у самой Оперы — в XIX веке тоннели служили пристанищем для парижского «дна», которое описывал в своем романе Виктор Гюго, а в 1907 году в одном из подвалов Оперы состоялось торжественное захоронение граммофонных записей, которые были пожертвованы театру меценатом Альфредом Кларком. Также лабиринты соединяются с катакомбами, в которых раньше добывали камень для строительства.

Подземные лабиринты
Подземные лабиринты

Мифы, тайны и реальность

Но, не смотря на свою культурную ценность и прочие заслуги, Опера Гарнье, как и Нотр-дам-де-Пари, приобрела всемирную известность сначала благодаря литературному произведению, а затем — одному из самых успешных мюзиклов в мире. Да-да, речь именно о нем – том самом мрачном обитателе подземелья, Призраке Оперы Эрике. Согласно историческим фактам, эта история, сначала описанная Гастоном Леру, а затем переложенная на гениальную музыку Эндрю Ллойда Уэббера, имела реальную подоплеку.

Примерно 1993 году некая мадам де Вейль, работавшая в то время менеджером по связям с общественностью Оперы Гарнье, выпускает статью, в которой изложила свои результаты исследования прототипа главного героя «Призрака Оперы». По ее словам, информация была собрана путем бесед с людьми, чьи предки были вовлечены в строительство театра, и выяснила интересные подробности.

Оказывается, на строительстве здания действительно работал некий Эрик – человек с очень… специфической внешностью. С самого детства он путешествовал по миру с цирком уродцев, интересуясь всевозможными ремеслами, которые попадались ему на пути, особо преуспев в архитектуре, которой стал обучаться в Персии.

История Призрака Оперы, возможно, имела реальный прототип.
История Призрака Оперы, возможно, имела реальный прототип.

Узнав об амбициозном и масштабном проекте Шарля Гарнье, Эрик обратился к нему с просьбой о найме, и тот, восхитившись способностями странного мужчины, соглашается и тайно берет его в свои помощники, отметив на официальных бумагах как простого каменщика. Доподлинно неизвестно, к чему именно приложил свою руку гений Эрика, но вероятнее всего, знаменитые подземные лабиринты и подвалы – полностью его заслуга. Именно там он обустраивает себе будущее жилище и становится незримым «духом» роскошного здания. Сотрудники театра постепенно прознали о его существовании и даже привыкли к своему Призраку, называя его между собой «несчастный молодой человек с уродливым лицом». Конечно, он не представлял для них никакой опасности, не совершал ни убийств, ни козней.

Однажды на глаза Эрику попадается юная хористка Дае, в которую он мгновенно влюбляется. Чтобы не смущать ее своим видом, Эрик придумывает тот самый таинственный и элегантный образ в маске, темном плаще и прочих атрибутах, которые мы теперь можем наблюдать на сцене и в фильмах. Неожиданно для самого себя, он получает от Дае взаимность, и даже разделяет с ней на некоторое время жизнь в своем подземном убежище. Что случилось потом, доподлинно неизвестно, однако Дае внезапно решает навсегда покинуть и Призрака, и Оперу. Эрик не мог смириться с этой утратой, и вскоре погибает от горя, решив замуровать себя прямо в подземелье, чтобы никто никогда его не нашел. Так бы и случилось, если бы в 1907 году, при захоронении граммофонных записей (о которых мы тоже говорили), рабочие не обнаружили маленькое помещение, а в нем – скелет мужчины с явными физическими дефектами. На пальце его было обручальное кольцо.

Опасаясь огласки и возможного скандала, директор Оперы обращается к знакомому журналисту Гастону Леру с просьбой провести расследование этого инцидента и представить его, скажем так, помягче. Леру был настолько впечатлен этой историей и находками в ходе своей работы, что написал целый роман – триллер, соответственно, додумав и приукрасив историю. Что случилось дальше – мы все знаем. Но насколько исследование мадам де Вейль правдиво — сказать сложно, поэтому остается лишь верить на слово…. Либо не верить.

Еще один растиражированный по всему миру миф Оперы Гарнье – падающая люстра (с ней мы также познакомились). По версии нашего друга Леру, эта махина падает на зрителей (не без участия Эрика) во время неудачного выступления Карлотты. На самом деле подобный инцидент имел место быть конце XIX века. 20 мая 1896 года в Опере давали «Геллу» Виктора Дювернуа с участием звезд европейской оперной сцены того времени — Розы Карон и Жана-Франсуа Делм. В концу первого акта, когда зрители вызывали артистов на бис, внезапно раздается громкий звук, затем клубы пыли… Началась паника, люди кинулись к выходу, а те, кто находились в амфитеатре и на балконах, разве что не спрыгивали вниз. Прибыла полиция и медики, обнаружилось несколько жертв, придавленных балками, но шумиха все же стала понемногу угасать. Однако Опера решила подкинуть еще один сюрприз в виде внезапно начавшегося пожара. Благо, вовремя прибывший наряд пожарных быстро смог с ним справиться и существенного урона удалось избежать.

Один из задокументированных моментов паники, возникшей после несчастного случая в Опера Гарнье
Один из задокументированных моментов паники, возникшей после несчастного случая в Опера Гарнье

При расследовании инцидента, которое тут же передали в прокуратуру, было выявлено, что причиной всего сыр-бора стало, скорее всего, короткое замыкание, из-за которого вспыхнул огонь, повредив удерживающий один из железных противовесов трос, из-за чего тот и рухнул на зрителей, пробив заодно потолок 3 и 5 яруса. Противовес, весом в 700 кг…. Но не люстра в 7 тонн (представьте масштабы трагедии в этом случае)! При беседе с тогда уже 70-летним Шарлем Гарнье элементарные нарушения техники безопасности подтвердились, и дело, вызвавшее общественный резонанс, было замято. Не столь романтично, конечно, как у Леру, но при этом не менее трагично…

Как видим, этот архитектурный шедевр имеет весьма интересный и своенравный характер, который наверняка унаследовал от своего создателя. А значит – Опера Гарнье еще не раз нас удивит и откроет тайны, к которым мы, возможно, сейчас просто не готовы. А пока… Если вы окажетесь в Париже, то ни в коем случае не упускайте возможность познакомиться с ее красотой воочию. А если повезет приобрести билет заранее – занять свое место в зрительном зале и насладиться одной из постановок, которые, к счастью, продолжают здесь идти. Только предварительно оглянитесь по сторонам. Ну так… На всякий случай.

Автор: Екатерина Свергун

Подготовлено специально для издания «Из темноты кулис…»

admin
a_star_off@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *