Музыка – рассказчик, который может создать абсолютно любой мир. И причем для каждого разный. Вне зависимости от возраста, времени или пространства благодаря ей можно унестись в далекие глубины Космоса или опуститься глубоко в недра Земли…. Ну или переместиться прямо с Невского проспекта …. Во Францию эпохи самого короля Солнца (он же Людовик XIV).

Именно здесь, в стенах Немецкого евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла (или кратко – Petrikirche), дождливым осенним вечером творилась настоящая магия под управлением Сергея Силаевского (органист, дирижер, художественный руководитель музыкального отдела и органных программ собора).

Сбор гостей. Небольшая лекция-вступление о развитии эпохи барокко от маэстро, и слово берет орган…

Сергей Силаевский (за органом). Фото: Елена Муравицкая
Сергей Силаевский (за органом). Фото: Елена Муравицкая

Из-под мастерских рук Сергея для зрителей оживали фрагменты из Органной мессы 1 тона Андре Резона (1688 года) и Литания Пресвятой девы Марии Марка-Антуана Шарпантье (1680). Свои голоса хорам здесь подарил ансамбль Petrikirche:

· Дарья Голоушкина – 1 сопрано

· Елена Квиртишвили — 2 сопрано

· Лейла Аббасова – 3 сопрано

· Даниил Савин – контртеннор

· Даниил Лашин – тенор

· Дмитрий Шелковкин — бас

Сам вечер представлял собой 2 отделения. Первая часть исполнялась на большом органе, установленном за место утерянного еще в 1940 году первоначального инструмента Walcker, подаренного собору немцами. Ценители органной и церковной музыки наверняка согласятся, что слушать ее стоит, исключительно закрывая глаза. Именно тогда перед тобой оживает ее язык и ее история. Вот легкие игривые мотивы, переносящие нас на один из пышных балов, которые так любил Людовик. Вот слышатся звуки природы, и ты проходишь где-то среди прудов у королевского дворца, степенно наблюдая за спрятанными в кронах деревьев птицами или плывущими по глади воды лебедями. Вот берутся более низкие ноты, нарастает беспокойство, и мы ощущаем, что становимся свидетелями каких-то дворцовых переворотов или, к примеру, дуэли. Лишь временами врывающийся в эти картинки хор возвращает нас к тому, что мы все же находимся в божьем храме, а музыка воздает ему хвалу.

Хор Петрикирхе. Фото: Елена Муравицкая
Ансамбль Петрикирхе. Фото: Елена Муравицкая

Во втором же отделении роли меняются. Действо с верхней площадки спускается вниз, становясь более видимым для зрителя. Сама музыка, которая уже звучит не из большого, а более маленького инструмента, практически уходит на второй план, ненавязчиво сопровождая хор, что поет об истории Петра и Иисуса. Мы также закрываем глаза, и видим тот самый библейский сюжет, но опять же – через призму барочной Франции… Стали ли мы свидетелями молитвы самого Людовика? Самого народа на одной из многочисленных служб? Исповеди будущих или уже состоявшихся революционеров? До конца не понятно, но связь здесь очевидна и ну очень уловима. И опять же – ее первопричина у каждого своя.

Хор Петрикирхе и Сергей Силаевский. Фото: Елена Муравицкая
Ансамбль Петрикирхе и Сергей Силаевский. Фото: Елена Муравицкая

Вечер закончен. Ансамбль и маэстро выходят на поклоны, получают букеты цветов. А мы выходим на Невский проспект под легкий сентябрьский дождь, и ловим себя на мысли – а ведь путешествия, вне зависимости от законов физики, закрытых границ, настроения и твоего графика все же возможны. Стоит лишь закрыть глаза и немного послушать…

Автор: Екатерина Новак

Фотограф: Елена Муравицкая

Специально для издания «Из темноты кулис…»

admin
a_star_off@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *