Тайны заключенных Шпандау. «Модерн» представил премьеру спектакля «Цветы нам не нужны» Авторский театральный журнал IZKULIS.RU
Авторский театральный журнал IZKULIS.RU Загрузка

Тайны заключенных Шпандау. «Модерн» представил премьеру спектакля «Цветы нам не нужны»

Опубликовано От admin
0 0
Read Time:5 Minute, 35 Second

NULLUM CRIMEN SINE LEGE (Нет преступления без закона – лат.). Именно эту фразу стоит взять за основу при разговоре о премьере, открывающей новый сезон в театре «Модерн» — «Цветы нам не нужны». Пресс-показ спектакля состоялся 30 августа.

«Цветы нам не нужны» затрагивает одно из самых переломных событий прошлого столетия – Нюрнбергский процесс. Как отметил режиссер-постановщик спектакля Юрий Грымов, он призван напомнить о подвиге и Великой Победе советского народа в борьбе с фашизмом.

«Это честный разговор об истории и людях, о нас с вами», — приводят слова мастера на сайте «Модерна».

Действие спектакля происходит в тюрьме Шпандау в Нюрнберге. Именно там отбывают наказание семь бывших руководителей Третьего рейха: Бальдур фон Ширах, Карл Дениц, Константин фон Нейрат, Эрих Редер, Альберт Шпеер, Вальтер Функ, Рудольф Гесс. Каждый из заключенных получил свой личный номер согласно порядку выхода с автобуса, который доставил их с аэродрома в тюрьму в сопровождении охраны. Что ощущали приговоренные к заключению, еще вчера имевшие огромную власть и стоявшие практически у истоков идеологии, чуть не погубившей половину мира? Пришли ли к раскаянию, смогли ли оправдать содеянное или только укрепились в своей вере в нацистскую Германию и ее лидера? Пусть в нашем фоторепортаже об этом расскажут сами герои…

Цитата Альберта Шпеера из мемуаров «Тайный дневник Шпандау».

На том раннем этапе моя вина была так же тяжела, как в конце, когда я работал на Гитлера, ибо возможность знать и тем не менее отмахиваться от знания ведет к прямой ответственности за последствия, а такую возможность я имел с самого начала.

Адольф Гитлер (Роман Зубрилин)

30 января 1964 года. Тридцать один год назад Гитлер пришел к власти. В нашей маленькой квартирке в Мангейме я слушал по радио отчет об историческом факельном шествии перед трибуной, на которой стояли Гинденбург и Гитлер; я даже не подозревал, что могу стать частью новой эпохи. Я даже не был на небольшом приеме в честь празднования победы, который устроила мангеймская партийная организация.
Несколько месяцев спустя я случайно встретился с Гитлером. И с этого момента все изменилось; вся моя жизнь проходила под высоким напряжением. Странно, как быстро я отказался от всего, что до тех пор было для меня важно: от спокойной жизни с семьей, от своих склонностей, принципов архитектуры. Тем не менее, я никогда не считал, что сделал ложный шаг, предал что-то из того, что было мне дорого; скорее, у меня появилось чувство освобождения, ощущение мобилизации всех внутренних ресурсов, словно только тогда я стал самим собой. В последующий период я многого достиг благодаря Гитлеру, он познакомил меня с властью и славой — но и уничтожил все для меня. Не только архитектуру, работу всей моей жизни, и мое доброе имя, но и, прежде всего, мою нравственную целостность. Меня осудили как военного преступника, на полжизни лишили свободы, на меня постоянно давит чувство вины, и вдобавок я должен жить с осознанием того, что всю свою жизнь я построил на ошибке.

Но так ли это? Гитлер в самом деле был страшной разрушительной силой в моей жизни? Порой мне кажется, что я также обязан ему своей жизненной энергией, динамизмом и воображением, которые создавали во мне ощущение, будто я парю высоко в небе над всеми, кто обречен ходить по земле. И что я имею в виду, когда говорю, что он отнял мое доброе имя? А было бы оно у меня, если бы не он? Парадокс, но в действительности это единственное, что он мне дал и никогда не сможет забрать. Человека можно втолкнуть в историю, но никто не сумеет вытолкнуть его обратно. В последнее время я постоянно думал об этом, когда читал «Ганнибала» Грабе. Карфагенский генерал тоже дошел до крушения всех надежд. Когда он берет чашу с ядом из рук своего чернокожего раба, раб спрашивает, что случится потом. «Мы не уйдем из мира; мы здесь отныне и навсегда».

Поэтому я задаю себе вопрос: хотел бы я выйти из истории? Что для меня означает место в истории, каким бы незначительным оно ни было? Если бы тридцать один год назад меня поставили перед выбором: тихая уважаемая жизнь городского архитектора в Аугсбурге или Гёттингене, с домом в пригороде, парой приличных зданий в год и отпуском с семьей в Ханенклее или Нордензее — если бы мне предложили выбрать между всем этим и тем, что произошло: славой и виной, столицей мира и Шпандау, вместе с ощущением неправильно прожитой жизни — что бы я выбрал? Был бы я готов снова заплатить эту цену? Голова идет кругом, когда я задаю себе этот вопрос. Я не осмеливаюсь думать о нем. И, безусловно, не могу на него ответить.

Вальтер Функ

Вальтер Функ (Александр Мирлюнди (Жуков))

Мне было бы легче лежать в земле, чем эта мучительная жизнь, эта жизнь полная подозрений и низких обвинений. В результате принятых мною мер не погиб ни один человек. Я всегда уважал чужую собственность.

Ингеборг Вебер и Карл Дениц

Ингеборг Вебер (Марина Дианова), Карл Дениц (Алексей Баранов)

Вебер: Нам показывали фильм про Освенцим. Там столько несчастных детей. Но… Это ведь не так? Я верю, что это все Голливудский фильм.
Дениц: В Нюрнберге я был признан виновным, помимо всего прочего, еще и потому, что «во время войны участвовал в 120 совещаниях с Гитлером по вопросам, касающимся ВМС».

Альберт Шпеер

Альберт Шпеер (Вадим Пинский)

Кто способен выдержать двадцать лет тюремного заключения, не приняв хоть какую-то форму вины?

Капеллан и Рудольф Гесс

Рудольф Гесс (Юрий Анпилогов), Алексей Багдасаров (Капеллан)

Капеллан: Действительно, я спрашиваю Бога — за что нам это все?
Гесс: Почему мне дали седьмой номер? Я первый! Я первый заместитель фюрера!

Бальдур фон Ширах

Генриетта «Хенни» фон Ширах (Маина Чижевская) и Бальдур фон Ширах (Александр Борисов)

Импрессионисты отражают действительность и не надо слушать всяких недоумков.

Альберт Шпеер

Альберт Шпеер (Вадим Пинский) и Адольф Гитлер (Роман Зубрилин)

Кто-нибудь должен написать о дилетантстве Гитлера. Он обладал невежеством, любопытством, энтузиазмом и безрассудством прирождённого дилетанта; и вместе с тем вдохновением, воображением и беспристрастностью. Другими словами, если бы мне надо было подобрать фразу, точное и лаконичное описание Гитлера, я бы сказал, что он был гением дилетантства.

Рудольф Гесс

Рудольф Гесс (Юрий Анпилогов)

Я был счастлив служить моему народу — как немец, как национал-социалист и как верный последователь фюрера. Я ни о чем не сожалею — если бы все это повторилось, я действовал бы так же.

Чарли Чаплин

Чарли Чаплин (Роман Зубрилин)

Моя боль может быть причиной чьего-то смеха, но мой смех никогда не должен быть причиной чьей-то боли.

Охранник на процессе (Цитата из книги тайный дневник Шпандау)

Охранник на процессе (Александр Толмачев)

Урожай орехов. Наверное, впервые за четверть века я лазаю по деревьям. Дует ветер. Охранники подбирают упавшие орехи. Но мне тоже удается присвоить двадцать-тридцать штук в день. Когда наш гросс-адмирал Дениц вопреки правилам ест орехи, он прячется под низко растущей веткой. Листва закрывает его голову и торс, но руки, ломающие скорлупу, остаются на виду — так ребенок закрывает глаза и думает, что стал невидимкой. Этот промах так забавляет русских, что они не вмешиваются.

Автор: Екатерина Свергун

Фото: Анастасия Карно

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
admin
a_star_off@mail.ru