Автор текста: Наталья Бурняшева
С 1664 года пьеса Мольера «Тартюф, или Обманщик» увлекает зрителей по всему миру. Коварные замыслы, ханжество, лесть и любовь — все это встречается в доме Оргона и его семьи, когда в нем появляется «благочестивый» Тартюф. Настолько гость понравился отцу семейства, что можно было бы и имущество на него переписать с родной дочерью в придачу.
Сможет ли классический сюжет вновь заинтересовать публику и привлечь новых зрителей? В Московском Театре на Таганке показали, что классикой можно не только привлечь современного человека, мыслящего яркими картинками, но и спровоцировать его на прочтение оригинальной пьесы Мольера.
Главный режиссер театра Юрий Муравицкий представил 23 ноября зрителям спектакль «Lё Тартюф». В комедию включили современную музыку и шутки, понятные только человеку XXI века.
Пространство на сцене ограничено и образует большую прямоугольную площадку где и разворачивается сюжет. Еще перед началом все кажется футуристическим. Сцена с наклоном и яркой подсветкой, музыканты в гриме и наконец — актеры. Они находятся в доме главных героев, в котором расположены сразу несколько комнат. Пространства плавно сменяются внутри прямоугольной площадки, однако актеры выходят и за его пределы. Так, герои будто выходят из экрана и взаимодействуют со зрителем: разговаривают с ним, выходят в зал и часто обращаются к нему.
Свое представление актеры начали с поклона, на котором каждый герой уже показал свои черты, будь то чихание или заметная на фоне остальных неторопливость. Сюжет не отходит от оригинальной пьесы Мольера: Оргон в исполнении Василия Уриевского хочет выдать свою дочь Мариану за Тартюфа — набожного и пытающегося показаться идеальным во всем человека. Другие герои не верят в «святость» будущего члена семьи. Они всячески пытаются убедить Оргона, что Тартюф лжец и лицемер. Клеант и вовсе выходит к зрителям и призывает весь зал воскликнуть «Тартюф — дрянь!». Кстати, это не единственный способ вовлечения зрителя. Для публики даже исполнят Бейонсе, включат Би-2 по радиоприемнику, а коварный Тартюф неоднозначно поцелует руку.
Каждый из героев представлен в образе определенного клоуна. Полина Куценко, исполнившая Мариану — неповоротливую куклу, Павел Левкин в роли Клеанта — наиболее знакомого всем циркового образа с классическим гримом. Тартюф Романа Колотухина с его растянутой ухмылкой напоминает другого культового персонажа — Джокера. Грим актера подчеркивает улыбку практически в каждой сцене.
Все герои также имеют свои особенности во внешнем виде и речи. Действие пьесы происходит во Франции и, разговаривая на русском языке, некоторые герои заметно картавят. Более явные особенности персонажей проявляются в цветовой гамме: сын главы семейства Дамис в исполнении Павла Комарова носит исключительно голубую одежду, сам Оргон розовую, а его пожилая мать полностью в черном. Тут вновь выделяется Тартюф. Он выходит на сцену то в белом плаще, то в черной форме с грубыми ботинками. Впервые зрители видят его в нижнем белье, прикрытом гитарой. Каждый образ Тартюфа подчеркивает личность, которой он пытается казаться. Цвета остальных героев меняются лишь раз в конце спектакля, когда семейство остается без всего на грани разорения. В этот момент без своих костюмов все актеры становятся одного цвета.
Необычная сцена, внутри которой играют актеры с развитием сюжета также изменяется. Благодаря подсветке пространство приобретает разную атмосферу и подчеркивает происходящее на сцене. В некоторых эпизодах цвет меняется в зависимости от комнаты или ситуации, в которой находятся герои. Позже актеры кидаются краской, оставляя на стенах своего дома заметные следы или вовсе ломают их. В конце, когда зрители ожидают, что Тартюфа ждет расплата внезапно она настигает и других героев. Сцена разрушается прямо на них.
Спектакль оценят не только любители французской литературы, но и любой современный зритель. Происходящее на сцене вовлекает своей комедийностью, взаимодействием с актерами и яркими запоминающимися сценами. Спектакль «Lё Тартюф» в Московском Театре на Таганке это необычная и смелая подача классического произведения, которое с помощью юмора раскрывает пороки и слабости героев. Все их качества смешиваются в одну непредсказуемую комедию, которую стоит увидеть каждому.