Открою тебе секрет: безумцы всех умней.

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Есть такой интересный зверь, который в народе обычно называется “творческий человек”. По мне, изучившей это явление за свою недолгую жизнь можно сказать, со всех сторон, это -целая отдельная Вселенная, на которую законы земной логики и мировосприятие не действуют совершенно. Но обо всем по-порядку.

Возьмем изначально мировую литературу: чем глубже копаешься в биографиях великих классиков, тем больше убеждаешься, что почти у каждого третьего за спиной была не одна психологическая проблема и зависимость. Взять того же Гоголя и его не самые здоровые фобии в отношении женщин (и не только их). Хемингуэя, который из-за того, что в детстве его частенько переодевали в девчачьи одежды, всю оставшуюся жизнь доказывал свою мужественность, занимаясь боксом, посещая корриду, меняя жен и используя пожалуй, самый сдержанный и “мужской” стиль в литературе. Оскар Уайльд, который подарил миру символ порока — Дориана Грея, как известно, сам был далеко не примерным мальчиком, не брезговал экспериментами со своим телом и сознанием, что доказано многочисленными воспоминаниями его современников.

Анна Ахматова. Портрет авторства Амедео Модильяни.
Анна Ахматова. Портрет авторства Амедео Модильяни.

Главный знаток природы русской и “черный человек” Сергей Есенин, при всем своем прекрасном таланте, даже кичился образом “пахабника и скандалиста”, но увы, к концу допился, что называется, “до чертиков”. Анна Ахматова, прежде чем прийти к печальному “Реквиему”, тоже обожала эксперименты, и прославилась не только как поэтесса, но и как самая изящная и гибкая женщина, которую рисовали (в том числе и стиле «ню») самые авторитетные художники того времени. Про ее современника, Владимира Маяковского, и говорить нечего — эпатаж, яркий темперамент и бунтарский характер выбивался из советской системы напрочь. К чему это привело, мы все прекрасно знаем. Кафка, Верлен и Рембо, Бальзак, Фрейд, Достоевский, Тургенев, даже “наше все” Пушкин Александр Сергеевич— список таких “чудаков” и их похождений можно продолжать дальше и дальше.

Теперь обратимся к тому, что созвучно литературе больше всего — живопись. Тут останавливаться даже долго не нужно — достаточно лишь раз посетить музей д’Орсе в Париже, где собраны самые известные работы Ван Гога, Моне и прочих представителей экспрессионизма. Ни одна репродукция или популярные сегодня “живые полотна”, как бы качественно они не были переданы, не заменят той энергетики, когда ты в упор смотришь на мазки, оставленные человеком, мягко говоря, в “слегка болезненном состоянии”. Абсент здесь явно играл не последнюю роль. Кстати, не менее сильное впечатление оставляет и посещение дома-музея Сальвадора Дали в Фигерасе. Воздух там пропитан такой атмосферой, что ты явно понимаешь: мистер “Сюрреализм — это я” был не просто эпатажным усатым испанцем, работающим на публику, но действительно показывал свое “я” таким, каким оно и было, а было оно… В общем, лучше оцените сами. Тем не менее, это никак не уменьшает их дара и культурной ценности действительно прекрасных, уникальных работ, которые будоражат и будут будоражить сознание еще многих поколений, заставляя задуматься о возвышенных и важных вещах.

Винсент Ван Гог. Автопортрет.
Винсент Ван Гог. Автопортрет.

Обращаясь к более современным явлениям — кино, музыке и театру, постоянно вспоминаются фразы вроде: “чтобы притворяться кем-то другим по нескольку раз за сутки, надо реально иметь голову набекрень, быть ненормальным абсолютно”. Что же, знакомясь со многими представителями этой индустрии, можно сказать, что это в каком-то роде так, только вот степень этой “ненормальности” бывает разной. Успех или неудача, творческая среда, воспитание, жизненные обстоятельства — все это диктует определенное внутреннее состояние, дает соблазны, которым человек поддается или наоборот, избегает их, что приводит к проявлениям социопатии, мизантропии, синдрому “Питера Пена”, “звездной болезни”, донжуанству, инфантильности, вызывающему имиджу, алкоголизму и наркомании, в конце концов. А что уж говорить, когда этих личностей посещает кризис среднего возраста — любой упадет в обморок. Конечно, это не абсолют и не происходит повсеместно, но все же имеет место быть, и достаточно часто — взгляните хотя бы на Голливудских “небожителей” в реальной жизни или посетите современные постановки, которые называют новомодными словами “арт-хаус”, “стим-панк”, “авангард”, “нео-поп”, “глэм-рок” и т.д.

Да, в рамках микромира обычных обывателей, которые не видят ничего дальше своего офисного кресла или правил “института благородных девиц”, нормальных среди творческих людей, конечно, нет и быть не может. Но, не смотря на всю абсурдность, эпатажность в самовыражении или поведении, которая может отвернуть даже самых верных поклонников, именно такие безумцы и вершат историю. Ни одно литературное, музыкальное, театральное или художественное течение не начиналось без участия человека, про которого можно было сказать: “он такой, как все”.

Стимпанк — одно из новомодных направлений искусства. Ист. zasekin.ru
Стимпанк — одно из новомодных направлений искусства. Ист. zasekin.ru

Без манифеста футуристов, которые “сбросили классику с корабля современности”, не возник бы и модернизм, который дал новое дыхание уже избитым темам. Без пугающей тошнотворности сюрреализма не возникло бы самых известных и полезных трактатов по психологии. Без экспериментов в музыке не было бы самых шикарных мелодий и песен, которые так или иначе помогли тысячам людей. Без “осовременивания” театра нам были бы не понятны терзания героев Шекспира или Гомера. Заслуга таких “чудаков” как раз в том, что они не побоялись бросить вызов, наплевать на стереотипы и сделать что-то абсолютно новое, свое. Да, может не без помощи абсента, опиума, приобретенной шизофрении или какой-нибудь нимфомании, но грязное белье и скелеты в шкафу, как бы банально это не звучало, есть абсолютно у каждого, даже самого “чистенького” на первый взгляд человека. Но одно дело, когда это самое “белье” направлено на созидание и никому не мешает, а другое — когда это белье начинают вытаскивать так называемые “знатоки”, и, неодобрительно качая светлой головой, публично высказывать свое «фи» и опуская человека на самое дно, пока он не подстроится под общие параметры. Вся прелесть и красота человечества как раз в том, что мы все разные. И невозможно всех построить под одно сознание и одну систему. Всегда будут находиться такие белые вороны, безумцы, “кутилы”, фрики — и именно они двигатель прогресса, эмоционального, культурного. Кто-то является примером того, как надо и стоит делать, вдохновлять на подвиги и движение. Ну а кто-то, наоборот, станет олицетворением того, от чего стоило бы отказаться и никогда не переступать определенную черту безумия и деградации — ведь даже от паршивой овцы бывает польза. А уж что будете с этим выбором делать вы, от этого человека не зависит. Так что задумайтесь, и не спешите осуждать.

Автор статьи: Екатерина Свергун

admin
a_star_off@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *