Каждый человек заслуживает быть спасенным. Ну или хотя бы попытаться быть спасенным. А что делать в ситуации, если этот человек — не один? Каким качествами нужно обладать, чтобы суметь принять то, что выходит за рамки обычного, при этом не разрушая самого себя?
Ответы на эти непростые вопросы знает сегодняшняя гостья – актриса Юлия Елхимова. Именно ее героиня – молодой психотерапевт Дороти Тернер (реально существовавшая личность – прим. автора) берет на свои хрупкие плечи ответственность за исследование и лечение Билли Миллигана в спектакле «Расколотый разум», с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.
О том, какие еще черты роднят ее с героиней, о чем бы она поговорила с Билли и какие мечты хотела бы осуществить – в нашей теплой беседе.
— Давайте немного познакомим вас с читателями. Расскажите немного о себе?
Я актриса, часть творческой составляющей нашей страны и простая современная девушка. Чувствую себя вполне успешной и стремлюсь быть счастливой.
— Вы играете роль Дороти Тернер. Какая она? Похожа ли она на вас?
По моему мнению, она наивная, но в то же время очень преданная своему делу. Она верит в лучшее и в свою миссию. Это простой, мягкий человек, который внезапно столкнулся с чем-то неординарным и выдающимся, ведь Билли Миллиган – личность, которая вошла в историю. Для нее было шоком, что в ее простом мире произошло такое непростое событие.
Я представляю ее рядовой служащей, психотерапевтом. Если бы она не работала в этой области, то наверняка была бы каким-нибудь волонтером, занималась социальной работой.
— Дэниел Киз говорит о ней как о хрупкой женщине с почти испуганным выражением лица. Но тем не менее, она работала психиатром с очень сложными людьми… Как ее это не сломало?
Да, это так. В ней есть мягкость и любовь — этим она и берет. Ее не ломает, потому что ее не стараются ломать. Она спасает и направляет людей добром, сочувствием и пониманием.
— А на какой материал вы опирались при создании образа?
Конечно, это первоисточник, то есть сам роман. Второе – это знакомые психотерапевты, которых я знаю. Я изучала особенности их профессии, как они смотрят на мир, что ими движет. Конечно, все люди разные, но общие черты все же есть. Еще у меня есть знакомая, с которой я тесно общалась, и даже ходила несколько раз на ее духовные практики. Она работала в наркологическом диспансере, помогала лечить людей с наркотическими зависимостями. Это человек, духовность которого я брала за основу. Ну и конечно, привносила от себя. Но стоит помнить, что жанр нашего спектакля – это не реализм, и не обязательно нужно наблюдать за повадками людей, их мимикой. Я здесь больше существую пластически, в каком-то сюрреализме, сознательной прострации, с помощью формы роли я доношу суть всего произведения, а не только образ Дороти.
Также я читала много документальных статей о диагнозе расщепления личности и людях, которые с ними работают. Смотрела фильм «Людно внутри», который тоже на меня произвел большое впечатление. Он позволяет посмотреть на это не как на проблему, а как на чудо или анти-чудо. Да, это диагноз, но в то же время это конкретные последствия конкретных событий. Я увидела людей, которые с этим живут, и поняла, что Дороти – это человек, который взаимодействует именно с этими людьми, и такие материалы – один из способов увидеть, как оно происходит. Ты смотришь интервью психологов, их глаза, как они общаются во время работы – это очень важно. С одной стороны нам кажется, что это не простые диалоги, а на самом деле они такие простые и реальные. Здесь ты и осознаешь, что психология, восстановление людей – это нормально.
— Мне кажется, что в психологии такой диагноз и люди, живущие с ним, уже стали чем-то нормальным.
Это нормально, как если у тебя случился аппендицит, ты случайно сломал руку или ногу. Нормально, если ты заболел, в том числе психически.
Но ненормальность диалогов, о которых я сказала, именно в том, что они отличаются от повседневной жизни. Нельзя исключать и не давать шанса на нормальную жизнь. Да, мы понимаем, что людям нужна помощь и в данный момент они отличаются от общества. Но потом ты сможешь стать как все, и жить обычной, счастливой жизнью.
— А ваша Дороти боялась Билли при первом знакомстве, когда поняла, что общается не с одним человеком? Или сочувствовала ему?
Она профессионал и бояться своего пациента – значит не работать в этой профессии. Она стала разбираться, что же тут случилось, и одновременно она знакомится с ним. Да, она сталкивается с тем, чего не видела еще никогда, и ощущает себя как типичный ребенок. Именно поэтому в первой сцене она взаимодействует именно с личностью Дэвида. Он ребенок, и она в этот момент ребенок, познающий мир. Но она его не боится, она познает, и еще переживает за него и за ту ответственность, что теперь лежит на ней. Боится того, что может не справиться, перенаправляя всю систему на спасение, а не уничтожение.
— Если бы у вас была такая возможность, хотели бы вы поговорить с Билли?
Да! Да! Да! Но смотря, какая личность из него бы вышла. Пожалуй, я сказала бы ему какие-нибудь теплые слова, слова поддержки, обязательно обняла. Может, купила бы у него картину, и сказала спасибо за такой жизненный и путь и то, что дал надежду многим людям. Потому что это гений.
Редко когда люди с таким талантами и силой воли приходят в этот мир. И если бы в детстве не случилось этой травмы, то это был бы какой-то действительно выдающийся человек – художник, писатель, актер. У него была к этому предрасположенность, и я уверена, что 20 век мог получить великого творца, а не великого страдальца. Но все же миссия выполнена, он изменил этот мир, и за это ему тоже стоит быть благодарными.
— А вы лично обвинили бы родителей Билли за произошедшее?
Говорят: «не суди, да не судимым будешь». Но в моей системе координат я — совсем не идеал и не позволяю себе осуждать такие вещи как безответственность, деструктивность, слабоволие.
Быть простым, законопослушным, любящим родителем, по моему мнению, не стоит таких уж больших усилий. А когда ты «уничтожаешь» свое дитя или уничтожаешь себя, при том, что у тебя есть дети – это страшное преступление. И я не могу это не осуждать. Чтобы ни случилось, я никогда не буду толерантна к этому явлению. Это люди, которые движимы нелюбовью к себе и к другим. Их ведет какая-то деструктивная сила, которая не вызывает ни уважения, ни прощения. Но это мое мнение.
— А какую мысль или идею вы доносите со сцены через своего персонажа?
В данной роли моя героиня является проводником света, спасения и надежды… Это та соломинка, за которую может ухватиться утопающий. И я считаю, что Дороти была послана Билли, как и он ей, Богом.
Это действительно вышло по какой-то воле высших сил, и я хочу своей ролью доносить мысль, что Бог всегда рядом. И он приходит в лице людей и событий. Так произошло и в данном случае.
— Какая из личностей Билли у вас любимая?
Как Юля я очень люблю Артура, а как Дороти – Билли, потому что он настоящий, а все остальные –лишь его крупицы. Именно за существование Билли она и борется. Ну и, как актрисе, мне импонирует Билли, потому что я хотела бы, чтобы каждый из нас находил эту сильную личность, которая объединяет все наши качества.
— Каково отношение Дороти к каждой личности?
Дэвид… Она его жалеет и радуется ему, потому что когда они общаются, он практически не чувствует боли. Она его фактически спасает, так что это большая удача.
Артура она уважает и одновременно снисходительно иронизирует с ним. Он ее забавляет.
С Кристофером — подростком она несколько насторожена, но относится к нему с большой любовью. К тому же он умеет быть неожиданным, поэтому часто ее удивляет.
Аллена она побаивается, потому что это довольно хитрый тип. Она насторожена с ним.
Рейджен – к нему относится серьезно, уважительно, но в то же время дистанцируется, как и от любого, который представляет опасность.
Есть личности, с которыми она не так близко знакома.
С Томми она покровительственна. Это тот человек, которого хочется беречь, защищать.
С Билли она чувствует большую ответственность. С ним идет работа, и Билли-Учитель – бесконечное уважение.
— А могла ли она как женщина влюбиться в какую-то личность?
Кто угодно, только не Дороти. Она профессионал и ее личная жизнь, как мне кажется, находится за границами работы. Это ее четкие границы. Вот она приходит домой – дети, собаки, может, только-только начинается роман, но это совершенно отделено от ее пациентов.
А вот с другой героиней спектакля — Джуди…. Почему у них идет такая линия с личностью Аллена… Потому что и по книге, и в спектакле это – единственный, кто позволяет с собой завести роман, и у него был роман с девушкой. Но это лишь отсылка, режиссерский ход на тему, что одна из личностей может быть в отношениях, и другие личности не будут при этом участвовать.
А как женщине, мне кажется, что уживаться с таким человеком может лишь кто-то очень смелый, готовый потом расхлебывать последствия этих отношений.
— Чему Дороти учит Билли?
Надежде на свет и спасение. Добру. Жизни в соответствии со своей совестью. Она могла бы просто увидеть его диагноз, озвучить и отправить в лечебницу. Но, думаю, когда она его увидела, ее мысли были примерно такими: «А зачем мне это надо? Это же не один человек… А вдруг я ошиблась…»
Но она решила попытаться — это вера в то, что ты сможешь сделать что-то важное, взять на себя ответственность и не бояться. Если ты понимаешь, что можешь это сделать, то сделай. И это то, о чем я говорю со сцены – человек может спасти человека.
— Если бы вам встретился такой человек, как Билли — как бы вы себя повели?
Зависит от ситуации. Если бы этот человек был из круга моего общения и я могла пообщаться с ним неформально, то я бы с радостью поговорила со всеми его личностями. Конечно, я бы ни в коем случае не затрагивала тему, почему так произошло, ведь я не психолог. Пообщаться с каждым, как с отдельным человеком, было бы интересно, а вот объединять их в одно – задача других специалистов.
— А какие у вас планы на будущее?
Развиваться дальше, получить больше интересных ролей в кино и театре. Сделать ремонт. Выйти замуж. Родить и вырастить своих детей счастливыми. Пожалуй, так.
— А где бы вы хотели побывать?
Я хотела бы побывать в Лондоне, Нью-Йорке. Новой Зеландии. Париж. Думаю, что свидание в Париже было бы неплохо.
— Наш финальный вопрос — это давняя традиция журнала… Чтобы вы пожелали нашим читателям?
В сегодняшней ситуации – здоровья. Никогда не предавать свои мечты и свою совесть. Слушайте свое сердце и верьте ему. Тогда все будет хорошо!
Интервью подготовлено специально для авторского журнала “Из темноты кулис..”
Интервью брала: Карно Анастасия
Редактор: Екатерина Новак