— Расскажите, как прошла ваша самоизоляция?

Самоизоляция прошла так же, как и у всех — я был полностью изолирован. Тем более, после того, как вернулся из Японии. Конечно, было сложно, мы встречались с актерами театра по зуму в течение четырех месяцев! Обсуждали пьесы, будущие проекты, старались поддерживать боевой дух и творческую атмосферу даже на расстоянии. Но честно, репетировать по зуму, читать пьесы – это просто непрофессионально и абсолютно неэффективно. Поэтому мы ограничились обменом мнениями.

Юрий Грымов
Юрий Грымов

— У вас были какие-то онлайн-проекты, как у многих других театров?

Нет, я считаю, что онлайн-проекты — это абсолютно ненужная вещь. Потому что “онлайн” — всего лишь технологии, это доставка сигнала. Главный вопрос в том, что именно мы доставляем. Ведь, согласитесь, театр в YouTube — это ужас. Я видел хорошие спектакли, но потом, когда я пересматривал эти же постановки в YouTube, мое мнение менялось в худшую сторону. Вы можете почитать и комментарии зрителей, которые так же остались разочарованы. Те театры, которые выкладывали спектакли онлайн, к сожалению, лишь уменьшили свою аудиторию, а не увеличили. Например, Вы смотрите альбом работ Микеланджело, увидели скульптуру Давида. А потом скажете, что уже видели ее, хотя фото в альбоме никогда не сравнится с оригиналом — высота, мрамор, эта величественность, все иное. С «онлайном» такая же ситуация. За время пандемии мы поняли, что онлайн-истории не вечны, интернет пространство просто беспомощно. И «продавать» театр невозможно, а уж тем более – кого-то этим удивить и удержать внимание. Я бы сказал, что это как подглядывать и подслушивать, не дав себе возможность полноценно насладиться действием

— Конечно, театр и кино различаются, ведь в театре больше “жизни”…

В театре больше жизни, больше совместных реакций. Одно сердцебиение, одна атмосфера. Конечно, кино уже не вернется к нормальной жизни. Ведь многие считают, что дома с бокалом вина смотреть фильмы удобнее. И, сказать по правде, кино, в основном, у нас такого уровня, что можно и одним глазом смотреть, ничего не потеряешь. А театр, особенно хороший, требует постоянного внимания. Как правильно сказал актер и педагог Михаил Чехов (у нас в спектакле “Ничего, что я Чехов?” эта фраза тоже звучит): «В театре работает зритель, не нужно ему мешать».

Юрий Грымов
Юрий Грымов

— Как думаете, что ждет театр в будущем?

У театра все будет хорошо, потому что те люди, которые переживают, ищут, экспериментируют, творчески «хулиганят», будут это делать всегда. Как и всегда найдутся те, кто назовет себя «модным режиссером», а также те, кто продолжит приравнивать себя к классике, забывая о том, что в свое время и Чехов, и Островский были так же актуальны, «модными», если переводить на современный сленг. И театр жил благодаря таким авторам, а сегодня почему-то их считают классикой.

Я считаю, что сила “классических” произведений в том, что все они — про людей, поэтому можно по сто раз их ставить, переделывать. Как правильно говорил Островский: «Люди приходят в театр посмотреть хороший спектакль, а пьесу они могут почитать и на бумаге».

Когда люди смотрят у нас спектакль «Война и мир. Русский Пьер», часто я слышу такое мнение: «Очень интересная постановка. Вот вроде бы Толстой, но современно». А как по-другому? Причем, я не переделываю текст, не надеваю героям джинсы. Это звучит современно, потому что мы с вами — современники. В зале нет людей из 19 века. Язык также претерпел изменения с тех времен, многие слова просто ушли из лексикона. Сейчас, к сожалению много “мусорного” языка и ненужных заимствованных из английского слов. Театр, как и язык – абсолютно живая среда. Я соглашусь с тем, что в России множество театров, и это замечательно! Бесспорно, бывают и неудачные или даже очень плохие спектакли. Но есть и прекрасные.

— Многие удивляются — как можно роман-эпопею “Война и Мир” поставить на сцене? Расскажите, как вам это удалось?

Видимо, я так устроен: то, что “невозможно” поставить, я все время и ставлю. Например, спектакль “Ничего, что я Чехов?”. Не было ни одного моего знакомого, кто бы ни сказал, что поставить это нереально. Даже сама Анна Каменкова — великая звезда театра Эфроса (Анатолий Эфрос — советский режиссер театра на Малой Бронной, прим. ред.), которая играет в постановке главную роль (Ольги Чеховой), недоумевала, что мы будем делать с таким материалом. Это даже не была пьеса, а воспоминания, эссе.

У меня в РАМТе уже седьмой год с большим успехом идет спектакль “Цветы для Элджернона”. Само произведение — дневник. Постановка каждый показ собирает аншлаги. При том, что есть два одноименных фильма. Кстати, я никогда не смотрю картины, которые снимают по выбранным мной произведениям.

Мне нравятся сложные задачи. Если в этом произведении есть чувства, которые попадают в меня, значит, эту историю я смогу рассказать зрителю. Пьесы, в которых подробно описывается, куда должен посмотреть актер, мне неинтересны. А если в пьесе написано все: что делает актер, куда, почему, откуда, то мне самому это не интересно. Зрители сами сделают выводы, посмотрев спектакли “NIRVANA” (история культового музыканта Курта Кобейна) или “Война и мир. Русский Пьер”. Кому-то очень понравится, а кто-то не найдет для себя близких вещей. Оба мнения важны. Зритель может прийти в разном настроении, например, человек пришел злой и во время спектакля увидел что-то про себя. Узнал себя в герое. Узнал с нехорошей стороны. А признаться бывает крайне непросто.

Юрий Грымов принимает в труппу театра Александра Шама — исполнителя роли Курагина в спектакле «Война и Мир»
Юрий Грымов принимает в труппу театра Александра Шама — исполнителя роли Курагина в спектакле «Война и Мир»

— Но ведь многие ходят специально, чтобы увидеть себя…

Да! Но не все готовы признаваться. В этом-то и сила театра, что люди познают мир, у них есть возможность за время спектакля “прожить” еще одну жизнь. Конечно, если это хороший спектакль. А если постановка неудачная, то мысли одни: «Я теряю время и деньги».

— В театре «Модерн» в этом сезоне целых три премьеры! Расскажите о них.

Первый спектакль, который мы покажем 17 сентября, это «Человек с глазами Моцарта» по пьесе Марины Сулчани. Это спектакль о начале войны, трогательная история о женщинах, которые ждут близких с фронта.

К теме войны я возвращаюсь уже не первый раз. «Война и мир. Русский Пьер» рассказывает о войне 1812-го года, мы показываем, как меняется весь миропорядок с приходом войны. Когда на проезжающих джипах написано “Можем повторить”, мне становится страшно и больно. Люди вообще не понимают, что такое война. Это не приключение. Поэтому я не люблю современные фильмы о войне, как картина “Т-34”. Снаряды красиво не летают.

Война – это большое горе для всех, в том числе, моральное горе, трагедия и на бытовом уровне. Случилась пандемия. Мы просто сидели дома. И я не думаю, что всем было легко, а казалось бы… Мы ели, пили, тепло спали и все равно все были в напряжении. А представляете, что может быть с приходом реальной войны?

Вторая премьера нового сезона — оригинальная постановка “Кладбище понтов” (премьера 21 октября). Я давно понял, что такое современные «понты» — люди выставляют себя любимых в соцсетях, а за этим ничего не стоит, кроме фотошопа. Но я уверен, что все это после пандемии осталось в прошлом.
Я не буду определять жанр новой постановки, назову ее «фантазией», где есть, отчасти, комедия, отчасти — драма. Это очень живая история, пронзительная и трогательная, где главные герои – автомобили! Саундтреком спектакля стала композиция группы «Танцы Минус». Кстати, фронтмен коллектива Вячеслав Петкун исполнит в спектакле одну из ведущих ролей.

И еще один спектакль мы планируем поставить к концу года — это “Женитьба”, где в главной роли будет Лолита Милявская. Один критик, Сергей Соседов, заранее до премьеры написал: “Лолита ни разу не Агафья Тихоновна. Да, она прекрасный, откровенный, искренний человек, хорошая певица, но никак не Агафья Тихоновна. Лицо, фактура, сам типаж не ее” (интервью Соседова в “Собеседнике”). Мне смешно и грустно читать такие вещи, ведь критиковать что-то еще до выхода стало нашей национальной чертой. Я считаю, что надо собрать вместе всех «великих критиков»: Джигурду, пригласить Кулебякина, артиста Панина… Вот эти все “мировые” критики вместе с Соседовым пусть критикуют. Но только давайте не сейчас, а когда постановка выйдет. Я сам на сто процентов уверен в Лолите, она блестяще сыграет Агафью Тихоновну. Я абсолютно в этом уверен. Скажу, что считаю себя избалованным режиссером, так как всегда работал с лучшими актерами как в кино, так и в театре. И кто-то скажет, что приглашение Лолиты – коммерческий ход. А что в этом плохого? «Модерн» и отличается от других театров тем, что у нас всегда присутствуют творческие коллаборации с самыми яркими людьми! И того уровня, который театр достиг всего за три года, мы добились благодаря грамотным творческим ходам.

Лолита – абсолютно Агафья Тихоновна. Я считаю, что это как минимум интересно, учитывая, сколько женихов у нее было! (смеется) Я очень рассчитываю, что получится легкая ироничная и актуальная сегодня история.

Юрий Грымов: «Вы скажете: «Это невозможно поставить в театре»? – Я поставлю», изображение №6

— В “Женитьбе” Вы соединили три произведения: “Женитьбу” Гоголя, “Женитьба Бальзаминова” Островского и “Предложение” Чехова. Как это возможно?

Эти произведения объединяются одной главной мыслью: мужчины знакомятся с женщинами, но никто никого не любит. Ни в одном произведении. Человек сам по себе уже не является ценностью, остается лишь желание наживы. Если кто-то будет говорить, что объединять эти истории нельзя, пусть берет пьесу и читает дома.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Живите, читайте, ходите в театр! Не слушайте советов. Ваша жизнь сама вас научит.

Автор: Анастасия Карно.

Специально для издания «Из темноты кулис….»

admin
a_star_off@mail.ru

Юрий Грымов: «Вы скажете: «Это невозможно поставить в театре»? – Я поставлю»: 4 комментария

  1. hey there and thank you for your info – I’ve definitely picked up something new from
    right here. I did however expertise some technical points using this website, since I
    experienced to reload the site a lot of times previous to I could get it to load properly.

    I had been wondering if your web host is OK? Not that I’m
    complaining, but slow loading instances times
    will very frequently affect your placement in google and
    could damage your high quality score if ads and marketing
    with Adwords. Anyway I’m adding this RSS to my email
    and can look out for a lot more of your respective interesting content.
    Make sure you update this again very soon. 0mniartist asmr

  2. We are a group of volunteers and opening a new scheme in our community.
    Your website provided us with valuable info to work on. You have done a
    formidable job and our whole community will be thankful to you.
    asmr 0mniartist

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *