Посиделки на чердаке: американская мечта О. Генри Авторский театральный журнал IZKULIS.RU
Авторский театральный журнал IZKULIS.RU Загрузка

Посиделки на чердаке: американская мечта О. Генри

Опубликовано От admin
0 0
Read Time:4 Minute, 21 Second

Автор: Мария Кузьмина.

Для издания izkulis.ru

«Рождество на чердаке» — спектакль по рассказам О.Генри, который весьма удачно поставили в студии театра Вахтангова. Премьера состоялась аж в 2021 году, но за билетами до сих пор нужно буквально охотиться. Ведь когда открываются продажи – их тут же раскупают. Так в чем секрет такого успеха? 

В наши дни, когда всем нужна надежда, О. Генри становится весьма современным. Его истории о жизни простых людей, свет любви на темных улицах Нью-Йорка и широта человеческого сердца – актуальны как никогда.

Место действия постановки – замкнутое пространство в полуподвальном помещении, которое даже сложно назвать сценой. Оно напоминает чердак. Может показаться, что спектакль начинается уже тогда, когда зрители попадают сюда. Здесь тесно и темно. Название сразу всплывает в голове. 

Фото: архивы театра Вахтангова

Новые грехи

Приготовились? Если идти вперед по Пятой или Шестой авеню, то попадете в мир идей О. Генри, которые уже успели стать классическими. Бескорыстие, гордость, искусство и любовь. Все это можно найти на страницах рассказов автора. Но здесь герои ожили в буквальном смысле. И перед зрителями предстали совершенно реальные люди, с существующими пороками, а, может, даже грехами. 

Зажигаются огни, и все сразу переносятся в Америку начала XX века. Характерные костюмы, рождественские «подпевки» легко создают нужное настроение. Люди в зале имеют удивительную возможность увидеть и запомнить эмоции на лицах актеров. Настолько камерное помещение.

На сцене театра-студии воцарились именно грехи. И вот первый из них – АЛЬТРУИЗМ.

Фото: архивы театра Вахтангова

Жизнь Мейды: работа и мечты. Что здесь примечательного? Девушка живет мыслью о том самом дне, когда сможет надеть платье самого красивого цвета. По этой причине недоедает, откладывает по центу. Вахтанговцы, как всегда, показали героев сильно живыми. Такое представление, безусловно, помогает наглядно понять, как и чем жили люди в то время. Ясно одно: мы в сказке. Грустно осознавать то, что люди XXI века не отдадут свои сбережения человеку, который потешался и был завистлив (тут о Грейс, под маской подруги и завистницы — ее представила актриса Полина Бондарь). 

А Елизавета Палкина, из нашего времени, сыгравшая альтруистичную Мейду, была убедительна и чиста в этой идее. И, конечно, ее становится жаль. Однако не станем забывать о том, что это рождественская сказка для взрослых, а значит,  есть надежда, что в конце Мейда и мистер Рэмси уедут в закулисье вместе на одном трамвае.

Под американские мотивы и перестановку реквизита на сцене появляется второй грех. ТЩЕСЛАВИЕ.

В тщеславном мире Малыша Брэди внезапно появилась любовь – строго-милая Молли Мак-Кивер. А теперь вопрос: видели ли человека, который с охотой бы отсидел за кражу, нежели сознался в том, что купил своей любимой меха не за огромные деньги, а всего лишь за полсотни баксов? Василий Цыганцов восхитил публику своей чечеткой и тщеславием. Что же насчет его подружки?  У О. Генри читатель не успевает понять в точности ее характер, он там — набросок. На сцене Вахтангова Молли – это девушка, в которую действительно можно влюбиться, что нам и показали. Живая, робкая, но гордая поначалу, любимая, но самое изящное — любящая в исполнении очаровательной Ксении Трейстер. Во многом этот эпизод спектакля напоминает саму жизнь О. Генри. Кстати, о нем. По улицам и по чердакам Нью-Йорка публику водит сам автор. Он со зрителем в зале, наблюдает будто бы из-за угла.

Фото: архивы театра Вахтангова

Из темноты кулис на сцену врывается третий грех – ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ.

Публику волнуют красками жизни молодых художников. А слова старого Бермана «Когда я нарисую шедевр, мы уедем отсюда», становятся лейтмотивом нескольких сцен. Здесь присутствует игра светом, с помощью которой зритель понимает отрывочность и быстротечность моментов. Особенно это чувствуется, когда приходит Пневмония. И больная Джонси считает листья на плюще и ожидает своей смерти. Она говорит, что умрет после того, как упадет последний. Но он (лист) не упал, и девушка поверила в свое желание жить, стала бороться с болезнью и выздоровела. Можно ли предугадать реакцию в том момент, когда она узнала о том, что мистер Берман успел подарить этому миру шедевр и даже не один…Но что же это? И где же сам Берман?

Фото: архивы театра Вахтангова

А далее об ЭГОИЗМе.

Один из самых известных рассказов писателя, без которого уж точно не было бы постановки. Сюжет прост. На рождественский подарок не хватает денег. Она – продает свои волосы, чтобы купить ему цепочку для часов, а он – продает часы, чтобы купить ей черепаховые гребни. Казалось бы, причем тут эгоизм? Волосы отрастут, а часы — это не душа, которую нельзя продавать. 

Делла в исполнении Полины Рафеевой отрезает свои волосы. Но они тоже были частью того образа, который так любил Джим (Евгений Кравченко). Значит, она думала лишь о том, как сделать ему подарок. Но у нее не было мыслей о том, что это может огорчить любимого.

Однако все равно не это имеет значение, а то, ради чего люди могут пойти на жертвы. Ради любви и улыбки ближнего.

Во многом в своем творчестве О. Генри старается приукрасить этот мир и впускает в него волшебство. Его отлично передали актеры студии Вахтангова. 

А в конце сюжета зрителей ждет встреча с автором лицом к лицу. Он выходит на середину сцены, каким был в обычной жизни. И публика в это время осознает, что заставляло О.Генри сочинять такие истории: правдивые и несбыточные, а на сцене – еще и живые. В этом и есть секрет успеха, с которым нужно познакомиться каждому.

Занавес!

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
admin
a_star_off@mail.ru