Тереза Дурова: "Театр это не фастфуд" Авторский театральный журнал IZKULIS.RU
Авторский театральный журнал IZKULIS.RU Загрузка

Тереза Дурова: «Театр это не фастфуд»

Опубликовано От admin
0 0
Read Time:5 Minute, 32 Second

Тереза Ганнибаловна! Скажите, как вы и ваш театр пережили самоизоляцию?

– Пережили прекрасно, да её у нас фактически и не было. Мы много работали: у нас очень креативные актеры и группа, генерирующая идеи в соцсетях. За время самоизоляции мы реализовали несколько крупных и интересных проектов. Конечно, все было сделано в режиме онлайн, но нам удалось не только поднять «Театриум» на новый уровень, но ещё увлечь за собой и другие коллективы. Скажем, мы организовали челлендж #ПарадХитов, в который включились ещё 27 театров, и он взорвал Instagram. А ещё написали новую пьесу и даже отремонтировали и модифицировалисцену. Так что времени даром не теряли.

Фото: Екатерина Воробьева

Вы выросли в артистической семье. С самого начала мечтали быть артисткой или были другие желания?

– Я выросла в семье не просто артистов, а цирковых артистов, и по сути представляю четвертое поколение династии Дуровых. Поэтому не думала ни о какой другой профессии.

Все знают вашего прадеда и вашу маму как гениальных артистов, режиссеров. А какими знали их вы?

– Прадеда Анатолия Дурова и его брата Владимира я, конечно, не знала. Но в нашей, как и в любой семье, есть рассказы, легенды, из которых я в свое время поняла, что прадед с братом были совершенно самоотверженными людьми. Анатолия Дурова называют первым в России сатириком на арене, и не простым, а политическим сатириком, выступавшим в образе клоуна и дрессировщика одновременно. К тому же, он был чрезвычайно любознательным: интересовался всем, чем только мог, собирал прекрасные коллекции (из разных стран привозил редкие вещи), занимался живописью. И уже в то время снимал кино, представляете? У него даже был свой музей.

А мою маму все, конечно же, знают и помнят как изумительную дрессировщицу и красивейшую женщину. Для меня же она была потрясающей мамой: великолепно готовила, шила наряды, которые мне хотелось носить. Она будила меня по утрам, готовила мне завтрак, делала со мной уроки.

Фото: Екатерина Воробьева

В 1991 году вы организовали в Москве первый Международный фестиваль клоунады. Он стал самым масштабным событием года. Расскажите о нем.

– Это было весьма трудное для страны время, и мне пришла мысль, что нужно помочь людям его как-то пережить. Я уверена, что не бывает ничего вечного, и трудные времена рано или поздно проходят, но именно в тот момент всем было тяжело, особенно детям. Ведь у детства – очень короткий срок, и его у человека нельзя отнимать: все, что закладывается в ребенка в этот период, остаётся с ним на всю жизнь. Например, умение улыбаться, радоваться и с юмором относиться к происходящему. А что такое клоун? Это – счастье, радость. То, чего как раз не хватало в то непростое время – как витамина С. Не было такого «солнышка», которое бы дарило людям радость. И мы решили принести его вместе с фестивалем клоунады.

И потом на базе фестиваля вы уже создали Московский театр клоунады, который теперь всем хорошо известен как «Театриум Терезы Дуровой»?

– Всё правильно. После фестиваля со мной остались прекрасные актеры. Мы не хотели разъезжаться и на волне успеха (а он был огромный) мечтали создать свой театр. Московское правительство согласилось с этой идеей. Нас поддержали великие люди – Юрий Владимирович Никулин, Марк Анатольевич Захаров, Борис Сергеевич Брунов и руководители других театров. Благодаря им в Москве появился первый стационарный Театр клоунады – до нас подобного никто не делал.

И все-таки, как вы решились оставить цирк, фамильное дело и заняться театром?

– Решение пришло само собой – я родила ребенка. Вышла замуж за человека не циркового, и мне нужно было определиться: либо оставаться уже с ребенком в цирке, продолжая колесить по городам и весям, либо найти в Москве пространство для жизни и творчества. Знаете, когда ты дрессировщик со слонами, то в Москве сложно устроиться на работу, поэтому я выбрала все-таки семью и ребенка.

Фото: Екатерина Воробьева

Расскажите о театральном фестивале «Гаврош». Чья это была идея?

– Это идея журналиста Марины Райкиной, она возглавляет отдел культуры в «Московском Комсомольце». Марина видела все наши спектакли, ей очень нравилась атмосфера внутри театра и, наверное, я вызвала у нее некое доверие. В 2006 году, работая на старейшем театральном фестивале в Авиньоне, она встретилась с Домиником Жамбоном, директором Французского культурного центра в Москве, и предложила ему сделать фестиваль детских спектаклей с оригинальной концепцией: один сезон – одна страна. Но в сезоне должно быть всё самое интересное, что только есть для детей в той самой стране: современный танец, цирк, кукольный и предметный театр, драматические и музыкальные спектакли и даже уличные представления.

Согласитесь, что где-то за границей в отпуске у вас вряд ли возникнет желание сходить с ребёнком в театр, тем более в несколько. И тому есть много причин: незнание языка, отсутствие информации о том, какие спектакли стоит посмотреть… Но знакомить ребенка с культурой других стран важно и нужно. Так почему бы нам в Москве не показать детям постановки из Франции, Италии, Польши, Голландии, Дании или Германии? – решили мы тогда. Так что нашему «Гаврошу» с момента возникновения идеи уже 15 лет. Жалко, что в этом году из-за пандемии фестиваль пришлось пропустить и «Гаврош. Сезон Южной Кореи» переехал на 2021 год.

Фото: Екатерина Воробьева

У вас несколько премьер в этом сезоне. Расскажите, пожалуйста, о них.

– В конце прошлого, прямо в последние дни перед самоизоляцией, мы выпустили на малой сцене премьеру «Букашки. Фантазия!». Здесь зрителю открывается невероятный мир насекомых. Ювелирная работа режиссёра Ольги Сидоркевич с потрясающими костюмами, зажигательным бит-боксом, вокальными номерами, интерактивом. В постановке нет ни единого слова – только «букашечный» язык, «букашечное» пение… И в этот спектакль вложено очень много кропотливого актёрского и режиссёрского труда.

В октябре на той же малой сцене появится «Кентервильское привидение» – его ставит молодой режиссёр Мария Линдер. Она хотя и театральный дебютант, но опытный кинематографист, и в её версии сказки Оскара Уайльда будет немало киноприемов. Должно получиться и жутковато, и забавно, но однозначно зрелищно, красиво и атмосферно.

Ну а в декабре приглашаю зрителей на свою премьеру – «Театриум» продолжает путешествие по странам мира. В этот раз на нашем пути Шотландия, которой будет посвящен музыкальный спектакль «Легенда о белом тумане» на большой сцене. Это новая постановка нашей этнической линейки, которая знакомит публику с культурой разных стран.

Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Ходить в театр как можно больше, как можно чаще. На сегодняшний день театр – единственное пространство, в котором вы находитесь как бы в контакте с актером. У вас нет кнопки, нет экрана – вы приходите сюда, чтобы поработать душой, напитать ее, и тот спектакль, который вы видите – он только для вас. В театре всегда все живое – живой актер, живые глаза. Это вам не фастфуд. И даже если вы считаете, что спектакль вам не понравился и больше не стоит идти в театр, хочу сказать: «СТОИТ, чтобы создать собственное мнение о театре». Обязательно надо пойти самому,  досмотреть все до конца и начать приучать к театру детей. Приучать к культуре посещения театра и поведения в нем – это величайшая культура, которую мы не должны потерять.

Фото: Екатерина Воробьева

Автор интервью: Анастасия Карно
Фото: Екатерина Воробьева

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
admin
a_star_off@mail.ru