Интервью проводила: Мария Кузьмина
В театре у «Никитских ворот» 23 февраля состоялась премьера постановки «Будь здоров, школяр!» по одноименному произведению Булата Окуджавы. Режиссер и художественный руководитель театра Марк Розовский рассказал изданию Izkulis.ru о значении творчества «властителя дум» того времени, о личном знакомстве с Булатом Окуджавой, а также о «потерянном поколении».
Марк Григорьевич, Булат Окуджава, как и Лев Толстой, писал о войне не как о бравурных маршах, а как о смерти, увечьях, крови и холоде. В тексте произведения «Будь здоров, школяр!» есть строки, где говорится, что нынче не до концертов. У Вас театрально-музыкальная постановка. Это потому, что невозможно представить Окуджаву вне музыки?
— Вы знаете, Булат Окуджава писал и очень интересную прозу, даже есть пьесы. Он был очень разносторонним, талантливым человеком. И был фронтовиком, прошел войну. Это произведение автобиографично. Как известно, он после 10 класса ушел на фронт, поэтому герой-школяр — это альтер эго Окуджавы. Именно поэтому, с моей точки зрения, здесь все выстрадано.
Чем интересно произведение «Будь здоров, школяр!»?
— Эта повесть была когда-то опубликована в журнале «Тарусские страницы». Эта вещь интересна тем, что это не только первая проза Б. Окуджавы, но и вообще первое его произведение. Конечно, одновременно со «школяром» пошли песни, его бардовское творчество. Важное отличие творчества Булата Окуджавы, например, от Владимира Высоцкого, который тоже писал очень хорошие песни на военную тематику, в том, что Высоцкий не воевал, как известно. Это имеет большое значение. Еще мне нравится чистота героя. Сам Булат — гениальный лирик. У него есть и романтические элементы, но он очень трезвый романтик, который хорошо чувствовал юмор. Понимаете, у него юмор земной. С его помощью Б. Окуджава показывает, что даже фронт – это место, где, в первую очередь, проявляются человеческие качества. Также здесь нет никого вранья о войне, нет никакого псевдопатриотизма. Сейчас очень много патриотизма, который увязывается с показухой. Кто-то делает из него некий товар и торгует им, причем удачно.
Это связано с нынешней эпохой?
— Нет, это никак не связано со временем. Патриотизм вне моды, он рождается в сердце. А сегодня из него делают некий расхожий промысел. Я говорю об этом с болью. Так вот, у Булата Окуджавы этого начисто нет.
Зрители видят на сцене обычных людей, могут ощутить их эмоции. Возможно, в этом успех постановки?
— Булат Окуджава понимал войну как узаконенное насилие, кровавую мясорубку истории. Время, когда гибли юные, молодые люди, которые хотят жить и должны жить. А их история заталкивает в такие обстоятельства, в которых они оказываются невольными жертвами. Эта постановка о том, как в этом мире, который противостоит человечности, сохранить эту человечность, как сохранить свой поэтизм и веру в добро. Отсюда, мне кажется, успех этого спектакля и отклик. Я даже не называю это успехом, это душевный, очень мощный отклик. Люди выходят заплаканными. Несмотря на то, что в спектакле много юмора и легкости. Я хотел сделать это театрально, чтобы у каждого персонажа были живые, человеческие характеры. В этом достоинство работы наших актеров.
В постановке задействовано много молодых актеров. Насколько они знакомы с творчеством Булата Окуджавы?
— Отмечу работу наших замечательных артистов. Исполнитель главной роли, Максим Якимов, 23 февраля первый раз играл. У Ани Титовой главная женская роль, она первый год служит в нашем театре. Молодая труппа, которая прекрасно поет и двигается. Не скажу, что они были готовы к этому. Многие из них молодые люди, и сегодня я не могу сказать с уверенностью, что каждый из них очень хорошо знает творчество Булата Окуджавы. Слышали. Но сейчас другие кумиры и вкусы. Однако они прониклись, вот это дорогого стоит. Каждый понимал про что играл. Конечно, поначалу был вопрос: «Зачем нам сегодня Окуджава?». И он абсолютно естественный. Зачем нам Антон Чехов, Лев Толстой и так далее. Это наша классика. Без этой великой литературы, без этого гуманизма, без понимания того, что война есть зло — просто невозможно. В этом произведении речь идет о Великой Отечественной войне, войне с фашизмом, и все очень искренне и чисто.
Как Вы думаете, Булат Окуджава относил школяров к «потерянному поколению» или поколению победителей, к которому сам принадлежал?
— Знаете, о войне много вранья, много воспевания псевдогероизма, много надуманного и искусственного. Правды не было. Я считаю, что мы до сих пор не знаем абсолютной правды о войне. Да, есть некоторые деятели литературы, которые очень продвинули наше понимание истории, безусловно. Но мы еще до конца свою историю и трагедию этой истории не знаем. Есть силы, которые навязывают нам новое вранье. Мы стараемся приоткрыть завесу с помощью классики. Вот в этом и состоит позиция нашего спектакля. «Будь здоров, школяр!» издан в 1961 году в «Тарусских страницах», которые были запрещены. Тогда вышла только часть тиража, 31 тысяча (к печати было подготовлено 75 тысяч экземпляров, норма для тех лет). «Тарусские страницы» создал Константин Паустовский, своим именем прикрывал, делал отбор. Таким образом деятели литературы продвинули эти произведения. Что касается «потерянного поколения», то война – любая – есть время потерь, время трагедии. Но гитлеризм должен был оказаться повержен. «Мы за ценой не постоим» – строчка Булата, несущая страшный смысл.
«Поэт в России больше, чем поэт». В чем, по Вашему мнению, заслуга творчества Булата Окуджавы?
— В советское время были и надежды, и иллюзии. Кроме этого, была вера и было разочарование, в конечном итоге. Сам Булат Окуджава прошел колоссальный путь: от фронтовых времен до стихотворений о Сталине, как о преступнике. Каждый из нас должен знать отношение таких гигантов нашей культуры, каким был властитель дум, Булат Окуджава, к той бесчеловечной эпохе. Также, как и в 60-е годы, другие поэты: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Александр Галич. Они имели идеалы. Да, большинство из них, как советские люди, хотели исправить многое. Заслуга поэтов в том, что они боролись за «рассвобождение» общественного сознания. Это было характерно для 60-х годов. И не только тех, которых я перечислил. Были еще и самиздатские поэты. Вспомним Иосифа Бродского. Но он был не признанным в свое советское время, не печатался. Если говорить о тех, кто печатался, собирал стадионы и чьи записи слушали, то Булата Окуджаву знали все по его песням. Он был общепризнанным «властителем дум».
Как Вы относитесь к культуре советской эпохи?
— Это был огромный пласт той культуры, которая имела очень большое влияние на общество, на молодежь, прежде всего. Но эта молодежь, конечно, была в некоторых своих заблуждениях. Во времена моей молодости никто не думал, что Советский Союз рухнет. И мы пытались в меру сил как-то повлиять на все, что нас окружает. Мы родились уже внутренне свободными. Но была и цензура, и угнетение, кто-то становился диссидентом, а кого-то сажали в психушки, в тюрьмы, и это были мои друзья. Это суровое время общественной борьбы, но тогда были вот эти надежды, которые возникали благодаря многим честным поэтам и писателям. Я принадлежу к поколению детей войны, конечно, сам не воевал, но в 1944 году уже пошел в 1 класс. Послевоенное время прекрасно помню. В особенности 60-е годы. Я работал в журнале «Юность», с Булатом выступал на вечерах этого журнала. Мы были хорошо знакомы. Относились друг к другу с уважением, пиететом. Он бывал на спектаклях студии «Наш дом» (Студенческий театр МГУ), которой я руководил. Есть некоторая история моей жизни, поэтому для меня это время очень дорого и незабываемо. Но это то прошлое, в которое нельзя возвращаться.